Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Карточная война: почему бизнес ссорится с банками и как пострадают потребители?

Карточная война: почему бизнес ссорится с банками и как пострадают потребители?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Гроші
Карточная война: почему бизнес ссорится с банками и как пострадают потребители? С тех пор, как Украина вместе с миром погрузилась в коронавирусную пандемию и карантины, доля безналичных расчетов в стране существенно возросла.

Даже те, кто раньше предпочитал наличность, убедились в удобстве использования карточек при оплате товаров и услуг, когда контакты ограничены, а магазины закрыты.

По данным НБУ, осенью 2020 безналичные операции с платежными картами по сумме превысили 55% (хотя за год до этого не доходили до половины), а по количеству - превысили 80%.

Карантин изменил украинцев. Они теперь едят, передвигаются и покупают по-новому. Но между бизнесом (крупными торговыми сетями, мелкими торговцами, рестораторами) и банками и платежными системами развернулась настоящая война, в которую со временем втянулся и парламент.

Стороны конфликта и наблюдатели оперируют терминами, доселе незнакомым многим украинцам, - такими как эквайринг или интерчендж. Но последствия этой войны могут отразиться на каждом, кто имеет банковскую карточку.

За что бьются стороны конфликта и как он коснется простых украинцев?

Что происходит? 

Каждый раз, когда вы рассчитываетесь за товар или услугу картой, банк, ее выдал, предоставляет услугу по эквайрингу - обработки платежей и обслуживания pos-терминалов, и получает с этого комиссию. По закону, ее оплачивает продавец.

Поскольку банки, которые обслуживают продавца и покупателя, могут быть различными, в расчетах появляется комиссия интерчендж на расчеты банков между собой и с платежными системами (VISA и Mastercard). Эта комиссия входит в стоимость эквайринга.

Представители бизнеса говорят, что за год пандемии расчеты карточками выросли, но банковские комиссионные не снизились, а наоборот возросли.

И это, говорят владельцы торговых сетей, заправок, ресторанов и кафе, дополнительно давит на бизнес, которому и без того сейчас трудно.

Они требуют снизить комиссию на безналичные транзакции. Более того, они предлагают зафиксировать эти ограничения в законе. Снижение стоимости эквайринга и интерчендж будет выгодно не только бизнеса, но и потребителям, которые заметят это в ценниках на продукты и услуги, уверяют ритейлеры.

Однако банкиры уверяют, что никаких изменений в ценниках для потребителей не будет. А вот от таких удобных и приятных вещей, как кэшбек, расчеты в Apple Pay и программы лояльности придется отказываться. Ведь все они появились благодаря тому, что банки вкладывали значительные суммы в то, чтобы клиентам было удобно и выгодно рассчитываться карточками.

Банки утверждают, что в случае, если их комиссионные будут ограничены, да еще и на законодательном уровне, уровень теневых расчетов в экономике снова возрастет. Государство получит меньше налогов, а для потребителей карточки и все, что с ними связано, станет дороже, а вот товары и услуги не подешевеют.

Бизнес годами пытается договориться с банками о снижении комиссионных за расчеты карточками. Однако они так и не снизились, а даже растут.

Тогда как торговцев много и каждый из них конкурирует с другими за покупателя, банки и платежные системы, выступают единым фронтом, могут не беспокоиться о том, чтобы удержать ритейлеров. Ведь те по закону обязаны принимать платежные карточки покупателей.

По данным торговцев, сейчас в Украине средняя комиссия, которую предприниматели платят банкам с каждой безналичной покупки, составляет 2%, тогда как в ЕС эта комиссия не превышает 0,3%.

Если бы не такой высокий тариф, бизнес мог бы цены для потребителей снижать, и вкладываться в собственное развитие и расширение. Зато вынужден перечислять банкам миллиарды за безналичные расчеты. В 2019 году, по подсчетам торговых сетей, они заплатили банкам за безналичные расчеты 10,3 млрд. грн, а с учетом интернет-торговли - 17,1 млрд. грн.

Однако 2020 год показал, что несмотря на стремительный рост объема безналичных операций - и соответственно, доходов банков - снижать комиссию они не собираются.

"Когда начался коронакризис, часть бизнеса вынуждена была закрыть свои офлайн-магазины, перепрофилироваться и перейти на работу онлайн. Доля безналичных расчетов значительно увеличилась. Банки и международные платежные системы получили дополнительные доходы, однако бизнес остался со своими долгами и со своими проблемами", - заявила руководитель GR направлении Ассоциации ритейлеров Украины Наталия Петровская.

Однако представители других бизнесов говорят, что проблема касается не только торговых сетей.

Например, если до пандемии карточками рассчитывался каждый третий посетитель ресторанов, то сейчас - до 80% клиентов кафе и ресторанов рассчитываются карточками, - говорит Сергей Трахачев, президент Украинской ресторанной ассоциации.

Василий Даниляк, член украинского Совета Бизнеса и вице-президент ПАО "Концерн Галнафтогаз" приводит несколько иную статистику по заправочному бизнесу, но тенденция там та же: если раньше на АЗС карточками рассчитывался где каждый десятый, то теперь - половина клиентов.

Поэтому бизнес объединился и решил продвигать свои требования о снижении и регулирования комиссии за закон О платежных услугах, призван урегулировать платежный рынок в Украине и привести законодательство Украины в соответствие с законодательством ЕС.

Торговцы апеллируют именно к опыту ЕС, который с 2015 года ограничил интерчендж на уровне закона.

"Украинскому бизнесу некуда деваться: принимать карточки обязывает закон, а почти все платежи проходят через три банка, которые в Украине могут ставить любые тарифы. В Евросоюзе такую ​​проблему решили на законодательном уровне, зафиксировав обоснованный тариф", - говорит совладелец крупнейшего украинского маркетплейса "Розетка" Владислав Чечеткин.

Он утверждает, что в Украине банковская комиссия превратилась в своеобразный налог с оборота, который взимается не в государственный бюджет, а пополняет доходы банков, тогда как торговцам все труднее конкурировать за покупателя.

"Любой из нас может купить на AlliExpress или Amazon, которые мало того, что не платят украинские налоги, но и не платят этот налог с оборота в 2%", - говорит совладелец "Розетки".

А государство, провозгласившее курс на детенизации экономики и законодательно стимулирует безналичные расчеты, одновременно самоустранилась от регулирования этих расчетов.

"Мы просто просим государство, чтобы оно или нигде не участвовало, или, если уж влезло в одну часть наших отношений, регулировало и другую".

Депутаты уже приняли проект закона О платежных услугах в первом чтении. И сейчас речь идет о том, как будут выглядеть правки ко второму чтению и принятие закона.

Председатель подкомитета по вопросам приближения законодательства Украины к законодательству ЕС и депутат от Слуги народа Мария Мезенцева говорит, что сейчас законопроект предусматривает постепенное снижение стоимости банковских комиссионных до европейского уровня.

Если эти изменения не пройдут в этом законопроекте, депутаты, поддерживающие требования бизнеса, попытаются одобрить их в другом.

Когда банки снизят свои комиссионные, или, скорее, государство заставит их это сделать через закон, бизнес не только получит дополнительные средства на развитие и создание новых рабочих мест, но и покупатели почувствуют это в ценниках, уверяют представители ритейла.

"Если мы сейчас сможем добиться того, что государство отрегулирует эту несправедливую ставку и снизит ее хотя бы в 2 раза до 1%, это позволит не повышать цену на вашу чашку кофе", - объясняет Сергей Трахачев. При этом в целом предприниматели уверяют, что пока самостоятельно несут бремя банковских комиссионных, и не переводят его на плечи потребителей.

Что говорят банки? / Готовьтесь к платным платежным карточкам

При любых обстоятельствах цены для потребителей товаров и услуг не снизятся, уверяют банкиры.

"Никакой корреляции с ценой комиссии интерчендж нет. Снизится он до нуля, или уйдет в минус - цена будет только расти, и мы это все хорошо понимаем, как потребители. Мы же все видим, как реагируют цены на заправках на изменение курса, - только в одну сторону. И так же и на других рынках", - объясняет член правления "Ощадбанка" Антон Тютюн.

Банкиры также говорят, что на самом деле банковские комиссии в Европе выше, чем называют украинские предприниматели, а в Украине - ниже, особенно для крупных ритейлеров, как оптовых "покупателей" банковских услуг.

Законодательное, а не рыночное снижение этой комиссии будет иметь негативные последствия не только для банков, но и для потребителей и государства, говорят представители финансового сектора.

Банки значительно снизят, а то и заморозят расходы на развитие инфраструктуры для безналичной экономики, на которую сейчас, благодаря комиссии, могут тратить миллиарды. Покупатели возвращаться к расчетам наличными, а экономика - в тень.

Например, как утверждает заместитель председателя правления "ПриватБанка" Разван Мунтеану, уменьшение прибыли банка составит до 5,3 млрд. грн в год, что будет стоить государству, как владельцу "ПриватБанка", ежегодно 3,3 млрд. грн дивидендов.

А прямые потери бюджета от недополученных налогов составят еще около 1 млрд грн в год, считает один из руководителей крупнейшего банка страны.

"А самое обидное для украинцев станет то, что банки будут вынуждены отключить клиентам возможность приема оплаты Apple Pay или Google Pay-за высокой себестоимости транзакций с учетом дополнительных комиссий этих сервисов и расходов эмитентов (банков, выпускающих в обращение карты), а также льготный период по кредитными карточками", - пояснил Разван Мунтеану.

Если банковская комиссия будет ограничена законом, о бесплатных пенсионных и зарплатных картах можно будет забыть - говорят банкиры. 

Да и сами банковские карточки могут стать роскошью, которую не каждый себе позволит.

"К чему мы должны готовить украинских потребителей? Для пенсионера, который сейчас получает пенсионную карточку бесплатно, она стоить от 1500 гривен, для человека, который получает зарплату на карту - от 3 тыс. грн", - подсчитывает Александр Карпов, директор украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА.

Представители платежных систем указывают на то, что введение регулирования банковских комиссий в ЕС обернулось для многих европейцев подорожанием любых операций с карточками.

"Введение регулирования межбанковской комиссии в Европе не имело положительного эффекта, а регулирование торговой комиссии на европейских рынках отсутствует в принципе. Для Украины его введение станет опасным прецедентом, что противоречит европейской практике и основам рыночной экономики, и избавит рынок от значительной части инвестиций в развитие безналичных оплат", - говорит Инга Андреева, генеральный директор Mastercard в Украине и Молдове.

Она напоминает, что с введением регулирования банковские карты станут платными, а украинцы, например, уже привыкли к бесплатным зарплатным картам.

Безналичные расчеты - сфера, где украинцы уже имеют преимущества перед многими европейцами. Например, могут рассчитаться за проезд в общественном транспорте через смарт-часы. 

"Зачем разрушать то, что уже работает хорошо?" - спрашивает Вера Платонова, директор регионального подразделения Visa в Украине, Грузии, странах СНГ и Юго-Восточной Европы.

Она подчеркивает, что украинцы уже имеют возможности пользоваться более продвинутыми финансовыми технологиями, чем европейцы, при том, что средний европейский чек значительно больше украинского.

По мнению представительницы Visa, попытки "мощного торгового лобби" отрегулировать комиссию на уровне закона "неотвратимо замедлит рост объемов и проникновения безналичных платежей".

"И больше всего пострадают именно простые потребители банковских услуг", - убеждает Вера Платонова.

"Законодатель не должен вмешиваться в формирование цен на свободном рынке", - утверждает Ольга Василевская-Смаглюк, председатель подкомитета по вопросам функционирования платежных и информационных систем финансового комитета Совета и депутат от "Слуги народа".

Она не поддерживает законодательные предложения своих коллег.

"Я не хочу никого огорчать, но мы имеем пример Европы, где регулирование ввели, но это отнюдь не привело к снижению розничных цен", - говорит депутат, и перечисляет к примеру введены европейскими банками дополнительные сборы - на смену пин-кода, снятие наличных в банкомате, и отказ от программ лояльности.

Компромисс (не) возможен

Банковская система годы пыталась доказать украинцам преимущества платежей карточками, но коронавирусный год убедил даже скептиков в том, что безналичные расчеты таки удобнее. Но теперь процесс перехода к cashless-экономики может остановиться и пойти назад, считают в Национальном банке.

Если 10 лет назад украинцы почти все средства с карточек снимали через банкоматы, то теперь 87 из 100 операций с карточками - это безналичные расчеты, говорит заместитель председателя НБУ Алексей Шабан.

Количество pos-терминалов (устройств для безналичной оплаты) за 10 лет выросла в 5 раз, но она все еще в 3,5 раза меньше средней в Европе. Поэтому прогресс, безусловно, есть, но так же есть и куда двигаться дальше.

"Откат на 10 лет назад государство не может допустить", - говорит представитель НБУ об инициативе по законодательному регулированию банковской комиссии, и предостерегает:

"Регулировать то, что должна регулироваться рыночными методами, очень опасно".

То, как решат конфликт ритейлеры и банки, повлияет на каждого украинском, который пользуется платежными карточками. 

Вместе с тем, в НБУ определяют и рамки возможного компромисса. Речь идет о постепенном снижении комиссии банками и платежными системами на рыночных принципах.

В НБУ также предлагают регулярно обнародовать информацию о размерах комиссии интерчендж, уплачиваемой при расчетах между банками и платежными системами, чтобы эти данные были доступны и открыты для потребителей.

Там также поддерживают идею бизнеса отказаться от требования закона о том, что они обязаны принимать платежные карточки.

Банки говорят, что готовы заключить Меморандум о постепенном снижении комиссии, но настаивают: это должно произойти без вмешательства государства.

Такие обещания были и раньше, но комиссия не снизилась, поэтому государству самое время вмешаться - отвечают представители бизнеса.

Кроме того, как напоминает депутат Мария Мезенцева, Меморандумы не являются обязательными к исполнению.

Ее коллега по парламенту и даже по фракции Ольга Василевская-Смаглюк возражает: "Законодатель не должен вмешиваться в формирование цен на свободном рынке".

Впрочем, она признает, что в случае, если "другие народные депутаты и участники ритейла" настаивать, возможен компромисс.

Бой 1% или причем здесь кэшбек?

Условия этого компромисса озвучили во время одного из заседаний финансового комитета: ограничить комиссию за эквайринг 1%, интерчендж - 0,5%, но обязательно передать потребителям суммы снижения комиссий за кэшбек в 1% от каждой торговой операции по картам.

"Эта инициатива возникла как очередной способ заговорить изменения, - отреагировал на предложение банкиров Владислав Чечеткин. - Подход такой: надо предложить что-то настолько неприемлемо, настолько сумасшедший и глупое, чтобы все забыли, что было от начала и оставить все как есть".

Поэтому очевидно, что "война 1%", как ее уже назвали наблюдатели, будет продолжаться.

Чем она закончится? Ответ на этот вопрос попытался дать один из самых ярких представителей торгового бизнеса, совладелец столичного ТРЦ Dream Town Гарик Корогодский.

"По сути: в Украине одна из лучших банковских систем. Я уже не помню, когда платил кэшем, все на картах, все в телефоне. Это стоит денег. Сегодня банки предложили компромисс - на 1% - а вся война идет вокруг него - снизить комиссию и отдать покупателю кэшбек. Почему это хорошо? Потому что мы, покупатели (а я ничего не продаю, я тоже покупатель), получим скидку в 1%, и кешлес не упадет. Почему это плохо? Потому что в этом не будет. Поэтому что цена сразу вырастет на этот процент. Или на три. Где же выход? Его нет. в этой ситуации нет плюсов ни для кого, как и в любом госрегулировании отношений между коммерсантами", - написал в Facebook бизнесмен.

И добавил, что выход может появиться только тогда, когда стороны "сядут за стол и попытаются договориться".