Офшорные игры: из Украины уходит капитал
07 квітня 2021 15:49
Переглядів: 957
Коментарів: 0
Надрукувати
На прошлой неделе вице-премьер - министр по вопросам временно оккупированных территорий Алексей Резников выступил с громкой и показательной инициативой - создать пояс успешности на Донбассе на основе привлечения инвестиций, в результате которых он станет экономически привлекательным, и тогда временно оккупированные территории сами добровольно станут возвращаться и интегрироваться в родную страну.
Инициатива, конечно,
замечательная и похвальная, но требующая – и это по самым скромным подсчетам - более
20 миллиардов долларов. С 2014 года иностранные инвестиции в Украину стремительно
сокращались, дойдя до, скажем так, неприличных 3-5 миллиардов долларов в год. Интересно,
кто и почему выложит столь внушительную сумму в столь ненадежную страну, как
наша?
Алексей Резников уверенно
ответил: «А мы предложим самые выгодные и привлекательные условия для
инвесторов». Но, опять же, почему
иностранные капиталисты должны верить правительству государства, в котором погибает
мелкий и средний бизнес, «вымывается» за границу и в офшоры крупный капитал, стремительно
меняется законодательство и правила экономической игры по воле власти (причем
часто эта самая воля носит произвольный или даже иррациональный характер)? И
насколько безопасно приводить деньги в страну, в которой провозглашается
приватизация, но реально проводится национализация, причем без всяких внятных
для этого причин и оснований?
Министр честно признал, что риски
для иностранного капитала, конечно, существуют, но связал их в основном с
войной на территории Донбасса, что, несомненно, является правдой. Однако
господин Резников сделал ставку на так называемый «рискованный капитал»,
который существует во всем мире, и часто бывает успешным, несмотря на огромное число
опасностей и проблем в той или иной стране. Однако риск – это не безрассудство. Любой инвестор, каким бы
авантюристом он ни был по жизни, будет просчитывать опасность потери денег, и
долгие судебные процессы по их возвращению. А потому поверит скорее не
правительству, а тем, кто уже обжегся в данной стране со своими инвестициями.
Можно, разумеется, пойти другим
путем: обратиться в американское посольство за «высочайшим разрешением» на
инвестирование в украинскую экономику и инфраструктуру. И если эти инвестиции
не противоречат американским геополитическим целям и интересам, то можно
получить добро. Но даже американское посольство не в силах снять такие риски,
как частая смена власти, нацеленность политиков на досрочные выборы, а также непредсказуемые
решения украинского правительства.
Кстати, Алексей Резников сам
серьезно рисковал, применяя термин «Донбасс» для своего пояса успешности, так
как по единоличному распоряжению секретаря Совета по национальной безопасности
и обороне Алексея Данилова, никакого Донбасса не существует. Есть только
Донецкая и Луганская области. Лишь бы Резников не попал под какие-нибудь
санкции СНБО за применение, надо полагать, «вражеского» термина.
Да и обращаться за тем самым разрешением
в американское посольство пока еще рано. Более двух месяцев мы с вожделением
ожидали такого вожделенного звонка от Джо Байдена Владимиру Зеленскому. А хозяин
Белого дома гордо и непреклонно игнорировал это трепетное ожидание, чем с радостью
воспользовался Петр Порошенко. 30 марта с трибуны Верховной Рады он тонко
намекнул, что такого подчеркнутого неуважения к Украине во времена его
президентства не было. Напротив, Соединенные Штаты относились к нашей стране, как
к своему стратегическому партнеру.
Намек, как говорится, понят. Но при всей его тонкости Петру Алексеевичу
можно напомнить, что украинский народ в 2019 году без всяких консультаций и
разрешений США выразил свое отношение к господину Порошенко. С трибуны
Верховной Рады пятый президент Украины объяснил отказ Джо Байдена контактировать
с Владимиром Зеленским из-за якобы скрытой поддержки нынешним главой
государства известного олигарха Игоря Коломойского. Уж не знаю, насколько
Зеленский его поддерживает, но почему Штаты диктуют ему, как себя вести? И тем
более ставят американо-украинские отношения в зависимость от этого факта.
Вашингтон вправе вводить
санкции против любых физических лиц, если последние нанесли вред их стране. Но
они не вправе диктовать что-либо другим странам и требовать от них
проамериканских решений. Разумеется, проблема олигархии существует реально и
требует своего решения, но нельзя ее сводить к одной-единственной личности и
выборочному принципу – вот эти олигархи плохие, потому что не угодны власти и
заокеанскому партнеру, а вот эти хорошие, потому что договорились с властью и
заокеанским партнером. Лучше бы искали
пути, как сделать богатых людей социально ответственными, а социальная ответственность
– это не показательная (точнее, показушная) благотворительность, а совершенно
другой тип поведения – самим вкладывать деньги в экономику родной страны, а не
уводить их в офшоры.
Помогать власти создавать новые
рабочие места, а не разрабатывать сомнительные схемы типа «Роттердам +» и
зарабатывать на них в собственный, а не государственный карман. Подавать власти
полезную профильную информацию, помогающую грамотно управлять экономикой
страны. Вот тогда восторжествует настоящий либерализм, торжественно
провозглашенный и не менее торжественно забытый слугами народа. И вот тогда придут
иностранные инвестиции, а самые смелые экономические программы не будут смешить
Бога…
Татьяна НИКОЛАЕВА
|