Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Украина без барьеров: пляски «церковных мышей»

Украина без барьеров: пляски «церковных мышей»

Категорія: Позиція » Статті » Регіон

Украина без барьеров: пляски «церковных мышей»Не раз и не два амбициозные проекты действующей власти разбивались о подводные камни украинской реальности или наталкивалась на незаинтересованность отдельной части «высшего общества» в их реализации. В принципе, дело для нашей политики житейское, но государство в целом от этого проигрывает. Хотя, если быть до конца откровенными, некоторые замыслы власти в большей степени выстроены на популизме, чем на здравом балансе желаний и возможностей.


На словах людям с особыми потребностями в Украине чиновники всегда гарантировали помощь в любых жизненных ситуациях, но на практике выполнялся из обещанного если не мизер, то лишь малая толика. Сейчас правительство вроде бы собирается исправить это досадное недоразумение, тем более что в сентябре 2020 года наша страна присоединилась к Международной инициативе равных прав и возможностей «Партнерство Биарриц» и стала разрабатывать новую концепцию по реализации прав инвалидов.


Результатом ее явилась одобренная на днях Кабинетом министров Национальная стратегия безбарьерного пространства (с выполнением ее до 2030 года) и создание Совета для контроля и мониторинга выполнения этой стратегии. Как пояснил глава правительства Денис Шмыгаль, «безбарьерность как новая общественная норма – этот тот мостик, который еще крепче свяжет Украину с прогрессивными европейскими странами, где принцип равных прав и возможностей лежит в основе всех государственных решений». Над документом трудилась межведомственная рабочая группа при Кабмине, народные депутаты, представители Офиса президента, Национального института стратегических исследований, а также гражданского общества и эксперты.

 

Итак, что же предполагает эта концепция в общем? Она направлена на создание условий для равного доступа к публичным пространствам граждан с временной или постоянной ограниченной мобильностью. В рамках работы были определены шесть основных направлений по формированию безбарьерности: физическая, информационная, цифровая, общественная и гражданская, образовательная и экономическая.

 

Теперь давайте конкретизировать «по отраслям». Так, Министерство инфраструктуры должно будет обеспечить обновление или приобретение подвижного состава, максимально приспособленного для перевозки лиц с ограниченными возможностями. В госбюджете-2021 предусмотрено 4 миллиарда гривен на эту статью расходов, а также оборудование станций подъемными платформами для посадки и высадки «особенных» пассажиров, установление звуковых и тактильных указателей со шрифтом Брайля.

 

На что именно хватит выделенной суммы, сказать трудно, поскольку организация таких моментов – штука дорогостоящая, да и начинать проект Мининфраструктуры придется практически с нуля. Кроме того, позволят ли старость и изношенность подвижного состава организовать такие условия для людей с инвалидностью? При том, что «Укрзализныця» зарабатывает слабовато (и не только из-за карантинных ограничений), а вскоре, поговаривают, вообще может приостановить свою деятельность из-за проблем с топливом. Одним словом, найдутся ли средства на реализацию Нацстратегии в этом сегменте?

 

Также Министерство инфраструктуры обязано контролировать обустройство в муниципальном транспорте специальных подъемников, мест для инвалидных кресел,внешнего звукового информирования пассажиров с нарушением зрения о номере и конечной остановке маршрута, звуковые и визуальные тексты в транспорте. В Запорожье несколько лет назад пошли по этому пути и без правительственных концепций, но тут нужно рассуждать в масштабах всей Украины. Это приличные деньги, которые госбюджет даже в спайке с местными вряд ли потянет. Разве что рассчитывать на привлечение кредитных средств, а еще лучше – безвозмездной помощи. Если, конечно, нам ее еще кто-нибудь собирается предоставлять...

 

Министерству развития общин и территорий предстоит работать над оборудованием жилых и общественных зданий пандусами. А с этим в стране проблем выше крыши!Если, допустим, те же органы местной власти еще хоть как-то приспособлены к приему граждан с особыми потребностями, то банки, аптеки, магазины и т.д. – практически нет. Следовательно, пласт работы огромный. Плюс многие украинцы с инвалидностью годами не могут выйти на улицу только потому, что подъезды их многоэтажных домов не снабжены системой спуска-подъема. Градостроительные нормы? Нет, не слышали, причем никогда. И если прикинуть, какие суммы потребуются на устранение этих «недостатков», мало не покажется.

 

То же самое касается обустройства спортивных площадок и залов, где получат возможность заниматься инвалиды. Подобных объектов сейчас по Украине вроде и немало - более 30 тысяч (37,5% от общего числа), но этого все-таки недостаточно. Для таких людей площадки должны быть, что называется, в шаговой доступности. Уж простите за прямоту и сравнение, однако наши олимпийцы звезд с неба никогда особо не хватали, зато паралимпийцы не раз становились сенсацией в мире. А если им еще и равные возможности предоставить? Но, опять же, все упирается в финансирование. Хотя спорт – это здоровье, на медицину придется меньше тратиться. Если при этом не забывать о решении экологических проблем. Естественно, немаловажным аспектом станет также физическая и психологическая реабилитация людей с инвалидностью – параметр, который у нас тоже финансируется не ахти как...

 

Отдельная строка концепции - развитие цифровых услуг для «особенных» украинцев и повышение их финансовой грамотности. Особенно когда речь идет о том, что люди с инвалидностью сами являются предпринимателями. Эта статья расходов не такая затратная, но очень важная. Им разъяснят механизмы использования налоговых и кредитных льгот, обучат более эффективному финансовому управлению. Прожить на пенсию по инвалидности в нашей стране невозможно физически, поэтому инклюзивное предпринимательство нужно поднимать и развивать.

 

В планах Министерства образования и науки - расширение инклюзивного образования в дошкольных, школьных и профессионально-технических заведениях. Речь идет не только о физической доступности для людей с ограниченными возможностями, но и о решении вопроса недостатка преподавателей. Титанический труд за «символическую» зарплату педагогов в эту сферу не привлекает. А значит, и тут государству нужно будет изыскивать средства, параллельно прилежно поднимая престижность профессии. Тут одними пандусами вопрос не решить...

 

Министерство культуры и информационной политики будет работатьнад улучшением доступа к медиа-продукции. Например, телеканалы независимо от их формы собственности хотят обязать субтитровать или обеспечивать жестовый перевод новостей, кино, видео и т.д. Проблема в том, что эту программу можно и нужно было внедрять гораздо раньше, а не к 30-летию независимости нашего государства. Но пока зарубежные партнеры Украины тактично об этом не намекнули, воз стоял на месте, словно вкопанный.

 

Все вышеперечисленное – это основные шаги, которые власть намеревается предпринять до 2030 года для обеспечения настоящего равенства и возможностей всех граждан. Удастся ли украинской власти всего за десять лет воплотить задуманное в жизнь – большой вопрос. Европейский и заокеанский опыт свидетельствует о том, что для обеспечения равенства возможностей на Западе потратили многие годы. Причем это страны, которые в сравнении с Украиной являются политически стабильными и обеспеченными, то есть не каждый год страдают от экономических «штормов», а любые выборы для них – просто волеизъявление, а не катастрофа.

 

Итак, к самой Национальной стратегии претензий быть не может – ну, разве что кое-какие нюансы в нее со временем внести потребуется. Главная же сложность – в предметной реализации концепции на всех направлениях за счет выделения гигантского финансирования. В государстве, где денег никогда не было в достатке, а о «свободных» даже думать забыли, которое привыкло жить на западные ссуды и гранты, власть вообще обо всех гражданах мало заботится, не только с инвалидностью. А еще чиновники очень любят разбазаривать казенные средства не по назначению. И этот факт наравне со статусом «церковной мыши» оптимизма не прибавляет...

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция