Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Рынок земли в Украине: хаос и скрытые угрозы

Рынок земли в Украине: хаос и скрытые угрозы

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Рынок земли в Украине: хаос и скрытые угрозы 1 июля в Украине открылся рынок земли. Пока никаких эксцессов, грубого рейдерства, обмана и других жутковатых последствий не происходит. Но страсти по реформе не утихают. Кто-то называет их бурей в стакане, пустым сотрясанием воздуха и созданием искусственных барьеров для нормального функционирования рынка земли. Однако в дискуссиях, как известно, рождается если не истина, то здравые идеи, предупреждение о грозящих рисках и опасностях, а также общественный контроль над острой проблемой.


К сожалению, о единстве и согласии в земельном вопросе речи не идет. Впрочем, в украинской политической среде это вообще редкость. Итак, согласно реформе, земля отныне может свободно продаваться и покупаться, причем не подпольно, а по честным правилам и с обязательной уплатой налога в госбюджет. Для усиления честности этих правил земельные сделки могут осуществляться только в электронном виде, а не где-нибудь в ресторане.

 

Главной целью является превращение уже существующего подпольного рынка в честный либеральный процесс, в котором государство осуществляет контроль над выполнением всех правил игры, в частности, предупреждением рейдерства или принуждением к продаже земли.Для этого в законе предусмотрена норма, которая, следует заметить, появилась благодаря усилиям оппозиции, о праве покупки земли физическими лицами до 100 гектаров в руки. С 2023 года юридические лица, т.е. крупные компании, агрохолдинги тоже смогут покупать землю, но не более 10 тысяч га в одни руки.

 

Первоначальной попыткой партии «Слуга народа» была норма в 100-200 тысяч га «на лицо». Эту норму пришлось убрать под давлением оппозиции и, как видите, общественные дискуссии вокруг рынка земли оказались не такими уж бесплодными и вхолостую сотрясающими воздух. Рынок действительно должен быть открытым и честным, но не получим ли мы такой же результат, как в случае легализации игорного бизнеса, который вместо огромных доходов для государства получил отсрочку на три года и, по сути, остался в «тени»?

 

Разумеется, наше государство не даст такой отсрочки крестьянам и фермерам. Напротив, налог на землю оказался уже сегодня таким высоким, а стоимость земли такой низкой, что возникло хитрое если не принуждение, то подталкивание людей к продаже земли и получению ничтожной суммы в 20-25 тысяч долларов, которую люди быстро потратят на растущие цены и тарифы. И тут «слуги народа» начали активную пропагандистскую компанию, призывая граждан не торопиться с продажей земли, а обрабатывать ее самим. Вот только на какие деньги, кредиты и под какие проценты, с помощью какой техники и цены не нее, государство не уточнило.

 

Психологически это неплохой ход власти, который как будто демонстрирует ее открытость и честность - дескать, мы совсем не призываем продавать землю, оставайтесь ее собственниками и дожидайтесь времени, когда продажа станет выгодной. Но когда оно настанет? Уж не с 2023 ли года? И что за холдинги и юридические лица станут основными покупателями земли? Вот тут-то и обнажилось двойное дно реформы.

 

Все оппозиционные силы стали предупреждать об опасности продажи земли иностранцам, скрытая возможность которой уже заложена в нынешнем варианте закона. В нем сказано, что без народного референдума никаких продаж наделов «интуристам» быть не может, но когда состоится этот референдум (и состоится ли вообще), в документе не сказано ни слова. Не повторится ли ситуация с референдумом о вступлении Украины в НАТО, который обещал еще Петр Порошенко, но и без плебисцита умудрившийся внести в Конституцию этот курс и его - опять же, без референдума - продолжает нынешняя власть.

 

Справедливости ради нужно отметить, что члены НАТО не обратили внимания на изменения в украинском Основном Законе, и, возможно, никакого референдума по этому вопросу не понадобится. Но тема с продажей украинской земли в иностранные руки – это совсем другое, и данный вопрос зависит исключительно от нашей власти. Потому в закон была внесена хитрая статья о возможности покупки украинской земли через иностранные банки. Которые, правда, лишены пока права покупки и перепродажи на все те же два года, а потом, возможно, в их руках сосредоточатся невозвращенные кредиты, что и позволит через них продавать землю иностранцам. Такие займы обязательно будут появляться, и не исключено, что многие люди будут брать их специально, чтобы не возвращать. А это прямая дорога к коррупции.

 

В полемику с оппозицией неоднократно вступал министр аграрной политики Роман Лещенко, доказывая, что коррупция существовала и до принятия закона о земле. Спорить не будем, но чиновник пытается убедить нас в том, что и граждане, и оппозиционеры неправильно трактуют статьи закона, которые, как он на всякий случай заверяет, могут изменяться и уточняться. И вот здесь заложена главная беда закона о земле: все ссылаются на одни и те же статьи документа, но истолковывают их по-разному. И если закон это допускает, значит, впереди всех ждет полная неразбериха.

 

Однако, возможно, просто у страха глаза велики, а черт не так страшен, как его малюют. Еще древнегреческий философ Ксенофонт утверждал, что успех сельскохозяйственной деятельности зависит от эмоционального отношения человека к земле. Пусть это звучит сентиментально, но ведь и собственники, и арендаторы должны беречь землю, не злоупотреблять химикатами, не давать ей истощаться только потому, что она приносит им прибыль. Сентиментальность, подкрепленная рационализмом, может спасти украинскую землю. Лишь бы государство занималось не только пропагандой, но и реальной помощью фермерам.

 

Татьяна НИКОЛАЕВА

 

Источник Позиция