Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Массовое отравление в ресторанах Харькова в июне: что известно спустя месяц после инцидента

Массовое отравление в ресторанах Харькова в июне: что известно спустя месяц после инцидента

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Події

Массовое отравление в ресторанах Харькова в июне: что известно спустя месяц после инцидента В середине июня 2021 года в связи со схожими симптомами острого пищевого отравления в больницы Харькова начали массово обращаться люди. Все они перед этим посещали рестораны «Якитория» или «Мафия» в центре Харькова (оба находятся по адресу ул. Квитки-Основьяненко, 7 и имеют общую кухню). Сначала говорили о нескольких десятках больных, но число пострадавших постепенно увеличивалось и в итоге приблизилось к сотне. Прокуратура открыла уголовное дело и инициировала проверки заведений, утверждает главный прокурор области Александр Фильчаков.


В действительности столь массовое отравление даже для такого большого и богатого на заведения общественного питания города, как Харьков, — весьма резонансное событие. С тех пор уже прошел месяц. К счастью, все пострадавшие давно покинули медицинские учреждения, а эмоции утихли и уступили место фактам и логическим рассуждениям. Что же в итоге произошло, кто виноват, и чем все закончилось? Давайте разбираться вместе.


Все больше и больше жертв

По информации средств массовой информации, 16 июня в ресторан «Якитория» обратились посетители с жалобами на плохое самочувствие после посещения заведения. Тогда же руководители ресторана приняли решение о временном закрытии. Уже 17-го числа стало известно о госпитализации 25 человек с диагнозом острая кишечная инфекция (энтероколит).

 

В течение последующих нескольких дней количество жертв только увеличивалось. Так, 18 июня было зарегистрировано 57 заболевших, включая 16 детей. Все пострадавшие связывали ухудшение своего состояния с посещением ресторанов «Мафия» и «Якитория», находящихся в центре Харькова (улица Квитки-Основьяненко, 7). На следующий день в городских и областных больницах находилось уже 78 человек, ранее побывавших в данных заведениях общественного питания. На 21 июля количество пострадавших с жалобами на отравления после визита в эти кафе достигло 85 человек, а уже на следующий день добавилось еще несколько человек.

 

В результате суммарное количество больных достигло отметки в 90 человек (включая 18 детей). Из этого количества лишь четверо лечились в домашних условиях: большинство оказались в больнице, а врачи оценивали их состояние, как удовлетворительное или средней тяжести. Такой приток пациентов пришелся на разные городские медучреждения, а также Краснокутскую и Валковскую районную больницы.

 

Последующие лабораторные тесты выявили у 44 пострадавших бактериальную инфекцию сальмонеллы. У остальных 46 больных аналогичный диагноз подтвержден клинически. Проведенные проверки в заведениях общепита выявили аналогичные болезнетворные культуры на кухонном инвентаре, в продуктах питания и других объектах внешней среды.

 

Виновник — сотрудник ресторана

Уже 17 июня происшествие взяла под контроль Харьковская областная прокуратура. Ее сотрудниками был обеспечен выезд на место происшествия следователей полиции и представителей Главного управления Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (сокращенно Госпродпотребслужбы).

 

В тот же день, как отмечает главный прокурор области Александр Фильчаков, сведения по происшествию были внесены в Единый реестр досудебных расследований. Предполагается нарушение санитарных правил и норм, касаемо предупреждения массовых отравлений (статья №325, часть первая). Максимальное наказание за соответствующее нарушение закона — лишение свободы до 3 лет.

 

Прокуратура также обеспечила возможность проведения внеплановой проверки ресторанов в форме инспектирования и отбора образцов пищи для лабораторных тестов на предмет соблюдения норм законодательства о пищевых продуктах.

 

Основной версией массового отравления, по данным Госпродпотребслужбы, сразу называлось нарушение санитарно-гигиенических норм на кухне. А затем стало ясно, что причина вспышки — большой сотрудник ресторана. На этом основании временное закрытие этих двух заведений общественного питания было продлено.

 

По словам Александра Фильчакова в ресторанах выявлено много нарушений, связанных с санитарными требованиями к сырью, готовым продуктам питания и персоналу. Подтверждают это и представители Госпродпотребслужбы. Они выявили такие проблемы:


  • хранение и сырья, и готовой пищи в одном месте;

  • неправильные условия хранения продуктов и отсутствие возможности проверки температурного и влажностного режима;

  • отсутствие необходимой маркировки сырья;

  • недостаточная или отсутствующая дезинфекция столов и другого оборудования на кухне;

  • допуск к работе нездоровых сотрудников и т.д.

 

Всех выписали, пострадавшим помогли, работу возобновили, но...

Спустя две недели после начала массовых госпитализаций людей с признаками отравлений все пострадавшие были выписаны из медучреждений. По словам руководства сети ресторанов, их представители помогали больным, привозили в больницы необходимые лекарственные препараты и компенсировали пострадавшим расходы на лечение. Заявлено, что сумма компенсации от заведения общественного питания суммарно составила более 200 тыс. грн.

 

Информация о возобновлении работы ресторанов отличается. Одни СМИ сообщают, что «Якитория» снова открылась для посетителей 7 июля. По другим данным оба ресторана сети начали работу в обычном режиме с 12 июля. Руководство сообщает, что все замечания от Госпродпотребслужбы учтены и жалобы устранены. Основными требованиями были косметический ремонт, качественная очистка помещений и замена отдельных видов оборудования. Все это, по заверению собственников, выполнено, а гости могут спокойно возвращаться в популярные харьковские заведения.

 

Интересно, что в региональном отделении Госпродпотребслужбы о возобновлении работы «Якитории» и «Мафии» узнали от представителей прессы. Так, до открытия должна была быть проведена повторная проверка на предмет устранения всех жалоб. А ее представители контрольных органов выполнить не смогли.

 

В Госпродпотребслужбе сообщили, что по документам за это время изменился собственник ресторанов. Все выявленные нарекания де-юре касаются прежних хозяев, а по отношению к новым владельцам нужна фактически новая плановая проверка. А она в период карантина запрещена. Получается, что выполненной «работе над ошибками» придется верить на слово.