Реєстрація    Увійти
Авторизація

Богачи и бедняки

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора

Богачи и бедняки На планете сегодня происходит как никогда много, на первый взгляд, разрозненных событий. Но если сложить их в какой-то общий пазл, можно отметить, что идет качественная перестройка мира. Связано это с всеобъемлющим кризисом капитализма, который сам по себе является мировой социально-политической системой. То есть это кризис не просто производственных отношений, основой которых является собственно капитал, а всех сфер жизнедеятельности человека. Подтверждением тому, как говорится, несть числа.


Возьмем, например, такую сферу, как творчество. Скажите, за последние 50-60 лет много ли можно назвать знаковых музыкальных классических произведений, по-настоящему высокохудожественных поэтических и прозаических новшеств, радующих глаз скульптурных композиций? То же самое можно сказать о театре и кино. Давно уже нет новых мастеров мирового международного уровня – вроде Бернарда Шоу, Уильяма Шекспира, Петра Чайковского, Федора Шаляпина, Лучано Паваротти и иже с ними. А ведь творчество – квинтэссенция и отражение состояния всего мира, умонастроений и душевных порывов народов, населяющих нашу планету. 


Отдельно можно было бы говорить о том массовом энтузиазме и оптимизме, возникших в мире после событий в России 1917 года. Но те несколько десятилетий, которые культивировали эти высоконравственные чувства и те распространились по всей планете, ушли в небытие, и сегодня действительно мы находимся в состоянии всеобъемлющего кризиса и безысходности.


Опять же, для осмысления происходящего стоит обратиться к духовной сфере. Ведь она, как лакмусовая бумага, позволяет увидеть воочию неявные процессы, происходящие в обществе. Массовая панк-рок-поп субкультура, которая начала культивироваться примерно с 60-х годов ХХ века, низкопробные голливудские фильмы, а позднее бесконечные и не имеющие особого отношения к действительности бразильско-мексиканские мыльные сериалы, пришедшие на смену качественным французским, итальянским и советским фильмам, отражавшим социальную действительность и культивировавших высокие нравственные чувства; наконец как апофеоз деградации культурно-нравственной сферы – эротика, позднее и секс на экранах и даже в театральной сфере, а еще гей-субкультура уже в наши дни. На наших глазах происходит качественное преломление и далеко не в лучшую сторону.


Безусловно, все эти процессы, которые происходят наяву, – следствие измененного сознания огромной массы людей. А изменение сознания происходит под влиянием обстоятельств, меняющегося жизненного уклада как отдельных народов, так и всего человечества. За сравнительно короткий период времени – примерно с середины-конца ХVI века, когда капитализм как общественно-политическая формация стал распространяться в мире, произошло существенное имущественное разделение как между различными народами и даже континентами, так и внутри отдельно взятых государств. Мы не будем здесь касаться экономических аспектов произошедшего, хотя именно они стали тому причиной. Это тема совершенно отдельного разговора, мы же говорим сегодня лишь о факте того, что это произошло.


Разделение народов по качественному имущественному состоянию привело к такому важному и основополагающему вопросу, как здоровье каждой отдельно взятой нации и в целом государства. Чем выше уровень медицины в стране, тем выше продолжительность жизни. Это в свою очередь необратимо приводит к старению населения отдельно взятой страны, а значит, и к уменьшению ее способности к просто физическому сопротивлению. Более слабые экономически этносы и государства с завистью взирают на богатые страны с высоким уровнем жизни и тоже хотят так жить.


Но в связи с тем, что более обеспеченные и богатые владеют высокими технологиями (в процессе капиталистической эволюции это получилось естественным образом) и за просто так ими делиться не хотят, уровень жизни в мире отнюдь не выравнивается. Наоборот, пропасть между богатством и бедностью все сильнее углубляется. Бедному, но более молодому населению – в связи с тем, что большинство его до старости не доживает по причине низкого уровня жизни и медицинской обеспеченности – ничего не остается, кроме как прийти в дом к своему богатому, но дряхлеющему соседу и поселиться у него. Примерно так в мире возникло такое явление, как «арабская весна».


Конечно, приведенное выше название «арабская весна» более многогранное: в нем присутствуют не только демографические и социально-нравственные, но и политические причины. Тем не менее, факт остается фактом – довольно значительная часть населения Северной Африки и Ближнего Востока уже переселилась в богатую, но дряхлеющую Европу. А так как по данным еще 1997 года в Африке на каждую 1000 жителей рождалось 40 младенцев, а в Европе только 24, тенденции понятны.


В контексте вышеизложенных демографических раскладов также стоит отметить следующее. Мировой опыт свидетельствует, что если молодое население (14-30 лет) в стране превышает 25% от общего числа жителей, у нее начинаются проблемы. Куда деть молодые активные руки и умы, если рабочие места не создаются, а ВВП не растет? Именно в таком положении оказались арабские и североафриканские страны к 2011 году, в результате чего молодое и активное тамошнее население хлынуло в Европу в надежде поправить свое материальное положение – ведь в той же Африке среднестатистический житель существует на 1-2 доллара в сутки. А учитывая тот факт, что в мире сегодня рождаются каждую минуту 223 человека и 173 из них приходятся на слаборазвитые страны, перспективы очевидны.


Массовый исход молодого сильного арабского населения в дряхлеющую Европу породил там, да и во всем мире такое явление, как толерантность. То есть терпимое отношение к традициям инородцев, к их культуре и религии, этническому своеобразию и сексуальным привычкам. Благообразная Европа с консервативными традиционалистскими устоями сильно размыта сегодня и теряет свое лицо - как в прямом, так и в переносном смыслах. Однако не европейцы были по этой части первопроходцами...

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ


 

Продолжение следует

 

 

Источник Позиция