Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Полный схематоз: Украина в плену фармацевтической мафии

Полный схематоз: Украина в плену фармацевтической мафии

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Полный схематоз: Украина в плену фармацевтической мафии В народе бытует мнение, что здоровье – такая штука, которую не купишь ни за какие деньги. Отчасти это так, но в действительности дело обстоит немного по-другому. Потому что все мы, во-первых, тратимся на лекарства, во-вторых, десятки миллиардов гривен в год на здравоохранение выделяет государство (и это, опять же, деньги налогоплательщиков). А в-третьих, этим активно пользуются люди, подмявшие под себя оборот медикаментов в Украине.


Их принято называть «фармацевтической мафией», и в общепринятом смысле это не какие-то там бандиты и головорезы, а вполне уважаемые в обществе люди – владельцы специализированных компаний, чиновники, политики «высокого полета». И вот они, действуя в рамках закона, который у нас что дышло, участвуют в распределении и освоении огромных сумм.

 

Наценки и лоббизм

Подобные схемы в Украине существуют очень давно. Но до поры до времени о них не трубили на всех углах, поскольку те были надежно скрыты от посторонних глаз. Приоткрываться завеса тайны начала примерно с конца «нулевых», когда СМИ стали изобличать фармацевтический «схематоз» в масштабах государства. При режиме Виктора Януковича им якобы заправляли министр здравоохранения Раиса Богатырева и глава парламентского комитета по здравоохранению Татьяна Бахтеева.

 

На смену им после известных событий пришли другие «заинтересованные лица». Поименно их в октябре 2015 года назвал бывший гендиректор фармацевтической фирмы «Дарница» Глеб Загорий. По его словам, это компании, близкие к Николаю Кузьме, Андрею Лирныку и Петру Багрию. Причем последний конкретно оскандалился еще в 2009 году, когда в Украине активно раздумалась истерия, связанная со свиным гриппом. Тогда бизнесмен продал государству препарат «Тамифлю» с наценкой около 400%! Наглости, как говорится, нет предела.


И такие случаи в нашей практике отнюдь не единичны: главное – «сесть» на хороший и прибыльный тендер и умело пролоббировать свои интересы. Кстати, нередко в таких делах фигурируют бюджетные средства, на которые приобретаются лекарства и оборудование. И на этих деньгах можно сделать двойную или даже тройную прибыль. Само собой, желающих поучаствовать в «распиле и откате» хоть отбавляй – просто не всех допускают в «святая святых», где крутятся высокопоставленные чиновники, а также люди, решающие, какие препараты допускать на украинский рынок, а каким давать от ворот поворот.

 

«Отшивание» и коррупция

Тендеры – это вообще крайне увлекательный процесс. Помнится, когда закупки лекарств начали передавать международным компаниям, фармацевтическая мафия активно вставляла палки в колеса данной реформе. Ну, не нравилось им, что медикаменты за бюджетные средства приобретаются в обход «налаженных каналов» посредством ЮНИСЕФ, ПРООН и британского королевского агентства Crown Agents – и без всяких там «комиссионных».

 

Так вот, тогда Министерство здравоохранения Украины целых девять месяцев (!) блокировало передачу лекарств от международных организаций. Соответственно, препараты, которые Украина должна была получить еще в 2015 году, начали поступать только в следующем. Кто-нибудь подсчитывал, сколько граждан за это время еще больше подорвали свое здоровье или того хуже – не дождались медикаментов?

 

Впрочем, на этом проблемы тогда не закончились: украинские фирмы-«прокладки», кормившиеся за счет сверхприбылей при продаже лекарств от производителей Минздраву, также подключились к процессу «отшивания» международных организаций и срыву тендеров. И потом образовавшуюся затяжку с поставками повернули так, что иностранные партнеры якобы сами были виноваты в срывах сроков. Такая вот борьба с коррупцией в медицинской сфере...

 

Подделки и «шопинг»

Еще одной глобальной проблемой является обилие на отечественном фармацевтическом рынке фальсификата. О его истинных объемах эксперты могут лишь догадываться. Нередко в качестве аргумента приводят данные Всемирной организации здравоохранения. Ее специалисты отмечают, что примерно каждый десятый продукт медицинского назначения в развивающихся странах является подделкой.

 

- Есть официальные данные по Украине – их публикуют Минздрав и Гослекслужба, которая занимается контролем над лекарственными средствами. Согласно их данным, уровень фальсификата в нашей стране – на уровне 1,5-2%. А что касается данных ВОЗ, то речь идет о лекарственных препаратах, которые продают через Интернет. И в некоторых странах масштабы подделок могут достигать 50%, – уточнял директор ассоциации профессиональных аптек Украины Владимир Руденко. Все просто: достаточно «случайно» заменить одну букву в названии препарата на другую (так, чтобы визуально похоже было) – и дело в шляпе.

 

Масштабы фальсификата, а также дороговизна медикаментов все чаще заставляют наших сограждан устраивать «лекарственные туры» в соседние страны – например, ту же Польшу. Там некоторые препараты, в том числе очень дорогие, стоят в несколько раз дешевле, чем на украинском рынке! Более того, некоторые врачи сами рекомендуют отправляться на такой «шопинг» за границу и даже выписывают рецепты для своих иностранных коллег – на латинице. Но есть вопрос: а если кто-то не имеет возможности съездить в другу страну за необходимыми медикаментами, а денег на покупку аналогов на Родине нет? Примерять деревянный макинтош?

 

И кого-то эта ситуация вполне устраивает, а ниточки ведут на самый верх. «Схема работает, поскольку в ней заинтересованы те, кто установил правила игры. А они сидят в чиновничьих кабинетах и Министерстве здравоохранения», - говорит эксперт фармацевтического рынка Андрей Кожемяка.

 

- В Европе препарат регистрируется на целый ЕС, где огромный рынок и процедуры надо пройти один раз, а в Украине все иначе. Представьте, что надо пройти, чтобы зарегистрировать лекарство. То есть мафия у нас не только фармацевтическая, но и государственная, которая, кстати, контролирует розничный рынок тоже, - отмечаетАндрей Черкас, сотрудник Львовского медуниверситета.

 

А эксперт Олег Никулишин называет несколько причин дороговизны лекарств в Украине. «Во-первых, производители закладывают в цену валютные и коррупционные риски. Вторая причина - монополия дистрибьюторов: три дистрибьютора владеют около 90% рынка. А маржа аптеки - 15-18% на входную цену за медикамент». Словом, арифметика более чем понятная...

 

Мораторий и выгода

А чтобы люди не занимались самолечением, уже с 1 января 2022 года в Украине может быть запрещена реклама в СМИ всех лекарственных средств. До конца 2021-го Кабинет министров по поручению Совета по национальной безопасности и обороне должен подать в Верховную Раду соответствующий законопроект, а мораторий, по предварительной информации, продлится до 2024 года.

 

По данным USAID, самолечением у нас занимается около 70% населения. Безусловно, явление это негативное: вместо того чтобы обратиться за помощью к специалисту, граждане бегут в аптеку и покупают лекарства, рекламу которых видели по телевизору. Но решит ли проблему запрет? Вряд ли: по мнению экспертов, украинцы просто переориентируются на менее надежные источники информации – тот же Интернет, где реклама контролируется куда менее строго, чем на ТВ. То есть в сети еще больше возможностей «впарить» народу фальсификат или пустышку. И кому же тогда власть делает одолжение, позвольте спросить?

 

В мире все медицинские препараты делятся на две категории: те, которые отпускаются аптеками без рецепта, и продающиеся только по нему. Примечательно, что на всей планете (кроме Турции) лекарства, не содержащие психотропных и наркотических веществ, рекламировать разрешено. А в США и Новой Зеландии под подобные ограничения не подпадают даже рецептурные медикаменты! В Украине же под запрет могут попасть не только привычные всем, допустим, болеутоляющие средства, но также и прокладки с памперсами. На наш взгляд, это все-таки уже конкретный перебор...

 

- Введение моратория на рекламу существенно ограничивает право потребителей на доступ к необходимой информации о свойствах лекарственных средств и медицинских изделий, возможностях и вариантах лечения и профилактики заболеваний. Запрет основывается на ложном представлении, что граждане безоговорочно доверяют рекламе и не способны анализировать информацию, - отмечается в заявлении Индустриального Телевизионного Комитета.

 

По мнению экспертов, явную выгоду от моратория приобретут аптеки, которые увеличат свои расценки (неофициальные, естественно) для фармацевтических компаний за попадание их продукции в сеть. Ну, и каким образом это гарантирует честность выбора препарата для пациента? Кроме того, по подсчетам компании Ocean Media Plus, государство потеряет около 800 миллионов гривен в год от запрета рекламы лекарств. В 2020-м украинские телеканалы заплатили по данной статье около 700 млн грн налогов, а в этом, по прогнозам, цифра составит уже 782 млн грн. Значительные потери понесут и сами СМИ, ведь для некоторых из них доход от рекламы лекарств составлял едва ли не половину общегодового дохода. Приказано закрываться?

 

Очень сухой остаток

Из всего вышесказанного напрашиваются очень простые выводы. Первый: фармацевтическая мафия в Украине существует и поживает очень даже неплохо. Второй: неизвестно, что нам продают в аптеках – реально действующий медикамент, подделку или пустышку. Третий: цены на лекарства, в том числе жизненно необходимые, в стране явно завышены ввиду сговора производителей и фирм-«прокладок». Четвертое: не только граждане, но и государственная казна теряют на схемах огромные деньги.

 

В цивилизованной стране этого было бы достаточно, чтобы инициировать громкое расследование на высочайшем уровне, по результатам которого обязательно полетели бы головы. В Украине – тишина. Очевидно, потому, что в схемах задействованы «серьезные люди», которым нет никакого дела до того, что они граждан не только обворовывают, но и убивают.

 

ПОЗИЦИЯ рекомендует

Есть такая книга - «Вся правда о лекарствах: мировой заговор фармкомпаний» британского врача и ученого Бена Голдакра. Он пишет о том, что производство лекарственных препаратов в данный момент претерпевает негативные изменения, так как принципы, на которых оно базируется, постоянно нарушаются фармацевтическими компаниями. Например, промышленность финансирует абсолютное большинство клинических исследований лекарств, а заодно замалчивает их отрицательные результаты.

 

Учреждения, призванные регулировать и контролировать фармацевтическую промышленность, имеют доступ к большинству результатов исследований с момента создания препаратов, но даже в этом случае полученные оценки не доходят до врачей и потребителей, равно как и до власти. А «подконтрольные инстанции» - Агентство по лекарственным средствам и медицинским изделиям в Великобритании или Администрация по контролю качества продуктов и лекарственных препаратов в США- становятся представителями интересов фармацевтических компаний, а не общества. Словом, будет время и желание ознакомиться с этой книгой – рекомендуем...

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция