Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Украинские заробитчане: не все так гладко...

Украинские заробитчане: не все так гладко...

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Украинские заробитчане: не все так гладко... В ходе форума «Украина 30. Трудовые ресурсы» (20 июля 2021 года) прозвучала информация о том, что до 5 миллионов наших граждан (12% населения) покинули Родину в поисках лучшей жизни - в частности, работы. Посол Украины в Польской Республике Андрей Дещица уточнил, что сегодня в этой стране работают примерно 1,5 миллиона украинцев.


Данную цифру подтверждает и Национальный банк Польши, уточняя, что украинцами занят сегмент польской экономики, не требующий высокой квалификации. Наши соотечественники трудятся в основном сиделками, посудомойками, дворниками, строителями, грузчиками, официантами, заняты в аграрном секторе. Однако стоит знать, как к заробитчанам на чужбине применяется практика двойных стандартов. Для примера возьмем Польшу, поскольку она является главной принимающей страной для трудовых мигрантов из Украины.

 

Читая разные источники, наталкиваешься на информацию о том, что наши заробитчане «сознательно соглашаются трудиться в напряженном ритме с целью заработать как можно больше». Речь идет о работе больше установленной законодательством 8-часовки в день. При этом встречаются утверждения, что каждый второй хотел бы пахать 10–12 часов. Люди «сознательно соглашаются», потому что у них не остается выбора, а вот утверждение о желании половины заробитчан работать сверх установленного законодательством времени – однозначно спорное.

 

Начнем с того, что есть кадровые агентства, которые помогают местным предприятиям набирать иностранных сотрудников. Польское законодательство позволяет посредникам трудоустраивать работника только на 6 месяцев в году. Через полгода его увольняют - приходит другой. Давайте поставим себя на место уволенного, которому приходится искать новую работу: это лишает его стабильности и заставляет, условно говоря, дергаться.

 

При этом польские законодатели предполагали, что делают это с пользой для соискателя – чтобы он поработал немного, определился, нравится ли ему место, а потом пошел на предприятие с целью напрямую трудоустроиться. Но местным промышленникам неинтересно сотрудничать в этом направлении с трудовыми мигрантами, им проще заказать работника у кадровых посредников.

 

При трудоустройстве есть такая форма, как «умова о праце» – это хороший контракт с полным социальным пакетом. Но в посреднических агентствах такого условия для заробитчанина, за редким исключением, не найти.Почему «за редким исключением»? Потому что мне известен случай, когда берут работника по «умове о праце», но каждый месяц, и так продлевают полгода. Потом – жди такого же трудоустройства в следующем году. Такая форма практикуется, например, на Люблинской конфетной фабрике.

 

Но в основном для нашего соотечественника предлагается «умова злицення». Здесь хочешь не хочешь, а вынужден подписать договор на 10- или даже 12-часовый труд.По этому соглашению человек работает по мере его необходимости в производстве. Да, такие загрузки можно считать везением, но ценой здоровья и времени, потому что оплата почасовая. Это лучше, чем, приехав на работу, томиться днями в ее ожидании (такие случаи также имеют место быть).

Однако загруженность работой вовсе не означает, что получишь справедливую оплату. Основной работодатель перечисляет зарплату наемного работника фирме-посреднику - условно говоря, 17 злотых в час. А та платит работнику 13,5 злотых в час. Вот и ответ на вопрос, почему нашему брату приходится «подписываться» на 12 часов в день. Здесь интерес исключительно посредника, а чего там хочется заробитчанину – дело десятое.

 

Кстати, сегодня у посредников появился новый способ заработка – держать на платном карантине. Стоит такое удовольствие 200 злотых с носа, при этом в комнату могут набить до 10 человек. О каких санитарно-эпидемиологических нормах может идти речь, да еще за такие деньги? Вопрос пренебрежения личным пространством идет вразрез с законодательными польскими жилищными нормами. Поэтому, если накатать заявление в полицию, то проверки с жесткими штрафами неминуемы.

 

Если говорить о личном пространстве, социализация трудового мигранта в этом случае решается с большим трудом. Считается, что ради минимизации затрат заробитчане соглашаются на проживание в некомфортных условиях. Однако очень сложно назвать недорогой аренду жилья с душем и туалетом на 10 человек и кухней на 50 человек за 250–300 злотых в месяц. Работающая в Поморском воеводстве знакомая очень просила не называть точный адрес места такого проживания. А зачем? Есть опасение, что это повсеместное явление. Никто, как говорится, не жалуется...

 

Естественно, в таких условиях создаются предпосылки для межличностных конфликтов.Наташа, наша землячка из Днепра, учительница истории – бросила школу и рванула в Польшу на заработки. Она думала, что достаточно преодолеть физические нагрузки на работе, выстоять ночную смену, а уж с бытовыми сложностями в хостеле как-то справится. Пока на себе не испытала, что прожить день и не оказаться избитой – уже счастье.

 

В мае этого года некая заробитчанка Люда в целях расширения личного пространства избила Наташу. Поскольку пострадавшая отдавала отчет себе в том, что живет в цивилизованном обществе, вызвала полицию. Вполне предсказуемо (мигранты всего лишь передрались) та не приехала, однако направила в центр помощи иностранцам для снятия побоев. После следователь открыл дело по факту административного нарушения. Время идет, дело не движется. Наташа попробовала обратиться к адвокату, но им внутризаробитчанские конфликты совершенно неинтересны. Потерпевшая и ее обидчица продолжают жить в одном хостеле, ездить одним транспортом на одну и ту же работу.

 

Неудобство жизни – это прямой путь к коллективной маргинализации, что совершенно недопустимо в условиях цивилизованной, как мы понимаем, страны. В противном случае спустя время придется задуматься о новых смыслах, по причине утраты «сенса» равняться на европейские ценности. У самих такие...

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО

 

Источник Позиция