Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Суровые будни украинской оппозиции

Суровые будни украинской оппозиции

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Суровые будни украинской оппозиции 

Вторые номера, что дышат лидерам в затылок, как правило, уходят в оппозицию.

 

Юрий Наумов, композитор

 

Зачем государству нужна оппозиция? Вполне очевидно, чтобы критиковать действующую власть, указывать на ее недостатки. Примерно в тему сказал об этом один из китайских лидеров Мао Цзэдун: «Мы должны поддерживать все, что враг осуждает, и осуждать все, что он поддерживает».


 

Оппозиция (от лат. оppositio - противопоставление, возражение) – это структура, противопоставляющая себя какой-либо системе. Как мы понимаем, государство без оппозиции обойтись может, но оппозиции без государства – никак. Нужно же противопоставлять себя кому-то! А господствующий политический класс для этой цели подходит идеально.


Кстати, замечено, что в Украине оппозиционные движения ради общей цели по сокрушению врага объединяться совершенно не торопятся. Наверное, это связано с тем, чтобы впоследствии избежать стычек при дележе власти между победителями. Пока политик остается оппозиционером, он страдает активной жизненной позицией, демонстрируя неприязнь к власти, и это внушает доверие со стороны электората.Естественно, на очередных выборах с преобладающим перевесом сил оппозиция становится новой властью, а старая система переходит в оппозицию, и процесс меняется, пока существует институт государства.

 

В мировой практике оппозиция является узаконенным явлением. В архивах Венецианской комиссии с 2010 года хранится манифест оппозиционера «Роль оппозиции в демократическом парламенте». В документе изложены права и обязанности политического меньшинства с целью сохранения «баланса и демократической стабильности». Что-то похожее на правовое регулирование оппозиции в Украине наблюдалось с начала 2000-х.

 

Так, в 2002-м была такая политическая сила «За ЕДу» («За Єдину Україну), которая инициировала «оппозицию в законе», чтобы она равноценно с властью участвовала в принятии эффективных государственных решений. Был создан «альтернативный» состав Кабмина, или «теневое правительство», продержавшееся до 2010 года. Вспоминаются времена, как «Наша Украина»(впоследствии ставшая «партией власти»), «Пора», «Удар» и другие партии беспрепятственно ходили в народ, организовывали акции за реформы. Участникам, конечно, оплачивали трудодни, но зато демократия была налицо: активно критиковались решения власти, предлагались новые подходы, собирались подписи в поддержку оппозиционных решений.

 

Со временем эта практика сошла на нет. Сегодня у нас нет правового регулирования работы оппозиции.Законопроект есть, и даже проголосованный в первом чтении, но дальше дело не идет. Пока что ограничиваются действующим около года законом «О Всеукраинском референдуме». Правда, для того, чтобы его инициировать, нужно собрать 3 миллиона подписей, потом Конституционный суд должен проверить законность вопроса. А уж после президент, может быть, и назначит его проведение. Одна из украинских оппозиционерок по этому поводу метко подметила, что в этом процессе народ не проглядывается, поэтому провести референдум не представляется возможным.

 

С законом об оппозиции еще сложнее. Его обещал внедрить и предыдущий президент, но не внедрил. До сих пор у оппозиции нет легальной площадки для конструктивной критики власти и участия в решении государственных вопросов. Поскольку в нашей стране никаких законов для нее не писано, то она ходит своими тропами (на телешоу и в другие открытые эфиры) и выступает против власти, явно предварительно с ней договорившись, о чем будет критика.

Например, немного пострадать о нищенских пенсиях и высоких налогах, обеспокоиться вымиранием населения и низкой рождаемостью, а под конец выказать уверенность в том, что Украина «воспрянет ото сна» - и далее по тексту. А по-другому в нынешних реалиях нельзя, иначе диспута не получится. Власть позволяет себя ненавидеть, но что-либо противопоставлять ее действиям как бы не комильфо. Прикроют как политическую силу, что и случилось с «левыми». Ну, не могут «верхи» пойти на смягчающую полумеру, потому что ее нельзя допустить!

 

Мы помним, как лет 8-10 назад имели относительную свободу слова, совести, собраний. Работали многочисленные СМИ, доносившие остро оппозиционные мнения в адрес «злочинноївлади». И сегодня удивительным выглядит то, что телеканал или газета не были закрытыми, ни одна партия не была запрещена. Что из этого получилось в 2013-14 годах, тоже помним. К сожалению, тогда возможностью свободы собраний и высказываний воспользовались не социальные движения, а ультраправые и прозападные силы (ну и офисные хомячки).

 

С тех пор у нас действует оруэлловское правило: «Свобода – это рабство». Следуя данной установке, наша оппозиция может говорить, в принципе, все, что захочет, но тщательно фильтровать излагаемое. Ей так безопасней – и физически, и финансово. Литературный классик Салтыков-Щедрин по этому поводу очень удачно высказался: «Любят русские люди бунтовать! Встанут на колени перед барским домом и стоят, подлецы! Знают, что бунтуют, и все равно стоят».

 

А зачем оппозиции поднимать народ? Это ж все равно, что показать пример на перспективу. Ведь что происходит, когда оппозиция становится властью? Исторический опыт подтверждает, что когда народ выбирает «несогласных» на очередных выборах, то с удивлением обнаруживает, что хрен редьки не слаще. Иначе говоря, новая власть наступает на оставленные прежней властью грабли. Вот поэтому закон об оппозиции – всего лишь история политических обещаний. Потому что типичный оппозиционер прекрасно понимает, что рано или поздно, но окажется во власти.

 

Рабское мышление народа, не способного на активное сопротивление, продуцирует и рабскую оппозицию, и рабски мыслящую власть.

 

Наталья ЕРМАКОВА

 

Источник Позиция