Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Откуда растут ноги у наших кредитов?

Откуда растут ноги у наших кредитов?

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

Откуда растут ноги у наших кредитов? Ни для кого не секрет, что нынешнее финансовое состояние Украины в полной мере зависит от «сотрудничества» с Международным валютным фондом. Практически он жестко диктует нам условия организации нашей страны, обучая все новых и новых политиков Украины, приходящих во власть, азам своей «финансовой грамотности».


У нее есть конкретное имя и дата рождения – Бреттон-Вудские соглашения, 1944 год. Это экономический аналог политического разделения мира, которое произошло по итогам Тегерана (1943 г.), Ялты (1945 г.) и Потсдама (1945 г.). К моменту проведения этого форума мир по политическим мотивам уже свои контуры обозначил – это Западная модель, в которой ведущую роль играли – и продолжают сегодня играть – англосаксы, и Восточный (советский) проект.

 

Вначале на конференции был достигнут консенсус всеми его участниками, включая и представителей Восточного блока. Однако позднее Советский Союз отказался ратифицировать эти соглашения, резонно решив, что, таким образом попав под финансовую зависимость Запада, он лишится и политической самостоятельности.Эти опасения вполне подтвердились после распада СССР в 1991 году, когда Запад таки набросил экономическую петлю на бывшие страны Восточного блока. В чем же суть этой «петли» и, собственно, самих Бреттон-Вудских соглашений?

 

Напомним, что конференция состоялась в июле 1944 года, т.е. когда стало понятно, что послевоенное доминирование в Западном мире перейдет к Соединенным Штатам. Если в начале века, перед Первой мировой войной, шло соперничество между несколькими империями, то через 30 лет в результате разрушительных войн, которые были целенаправленно организованы англосаксонским миром и велись в пределах континентальной Европы, военные, экономические и технологические силы сохранила только Америка.

 

Она была вдали от театра военных действий и стала наибольшим выгодополучателем от войн. Да, Британская экономическая зона тоже меньше пострадала, чем Германская и Французская империи, но несравнимо больше, чем Штаты. И не смотря на то, что англосаксонский капитал трансконтинентален, Соединенное Королевство стало в кильватере у Вашингтона.

 

На Бреттон-Вудской конференции американская делегация предложила в качестве доминирующей валюты свой доллар, гарантируя стабильность организации экономики в европейских странах, которым требовалась финансовая поддержка. Обобщенно говоря, США увязывали в один узел рынки Западной Европы и Америки на основе единой валюты - доллара. Естественно, что реанимируемые европейские предприятия после войны (в результате впрыскивания в ведущие страны долларов в соответствии с «планом Маршалла») стали работать в первую очередь на экономику США, где спрос на выпускаемую продукцию был гораздо выше (сама Европа лежала в руинах). Соответственно, и валюта европейских стран стала жестко привязанной к доллару.

 

Необходимо отметить также, что, реализуя «план Маршалла» по подчинению экономики Европы, англосаксы одновременно решали задачу де-факто отгораживания Западного мира от советской зоны влияния. К концу 1944 года стало понятно, что часть Европы (восточные страны) перейдут под влияние и контроль СССР. Это влияние быстро распространялось и вовнутрь стран Западной Европы (социалистические настроения особенно были сильны во Франции и Италии). Поэтому условием предоставления кредитов западноевропейским странам было отсутствие коммунистических партий в законодательных органах этих стран. Но потребовалось более трех десятилетий, чтобы подъем уровня жизни населения в этих государствах переборол левую идею, идею равенства. Наверное, последними отголосками этой борьбы стал разгром «красных бригад» в Италии в 1970-х годах.

 

Те кредиты, предоставлявшиеся европейским странам, стали первоосновой организации западной экономической модели мира на десятилетия вперед, в полной мере они реализуются и сегодня. И касаются не только кредитов, предоставляемых государствам, но и практически всем компаниям, коммерческим структурам, которые выходят на мировые рынки. Впрочем, это касается и тех, кто работает на внутренних рынках, но хочет взять международный заем.

 

Правила предоставления кредитов носят универсальный характер. И главный вопрос здесь – какова стоимость кредита (проценты по нему), который могут предоставить претенденту международные банки. Контролируют же все эти макрофинансовые процессы, созданные по итогам работы Бреттон-Вудской конференции организации, Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк и Всемирная торговая организация (ВТО). Они «правильно» организуют кредитную политику и зорко следят, чтобы интересы отцов-основателей англо-саксонской модели мира не нарушались.

 

Стоимость кредита для страны (или отдельно взятой компании) определяется ее близостью к эмиссионному центру доллара (Федеральной резервной системе). Чтобы стоимость кредита была как можно ниже (а значит, компания-заемщик была более конкурентоспособна), ее рейтинг, который определяют аффилированные с ФРС рейтинговые агентства, должен быть достаточно высоким. Он устанавливается по итогам аудита, который проводят специальные аудиторские фирмы, также близкие и контролируемые ФРС.

 

Система присвоения рейтингов и проведения аудиторской проверки устроена таким образом, что сторонней компании, пожелавшей получить кредит, присваивают низкий рейтинг (т.е. априори определяют высокий процент при возврате кредита). Чтобы рейтинг повысить, предприятию (или государству-соискателю) навязывают проведение ряда комплексных мероприятий, перечень которых определяет консалтинговая компания, также близкая к перечисленным выше структурам. И если заемщик эти мероприятия реализует, то рейтинг он, безусловно, улучшает, но попадает в полную зависимость от данной финансовой системы.

 

Именно таким образом и происходит «сотрудничество» украинской власти последних примерно полутора десятилетий с упомянутыми выше наднациональными финансовыми организациями. Ну, а в целом система организации нашей экономики стала на путь вмонтирования в западную финансовую модель аккурат после отправки в «независимое» плавание в 1991 году.

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

 

Источник Позиция