Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Что происходит на дорогах Харькова? Кто виноват и что делать?

Что происходит на дорогах Харькова? Кто виноват и что делать?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Події

Что происходит на дорогах Харькова? Кто виноват и что делать? Харьков еще не забыл резонансное дорожно-транспортное происшествие 2017 года, когда Елена Зайцева выехала на тротуар и в прямом смысле слова раздавила людей. В той страшной аварии погибли 6 ни в чем невиновных человек. К сожалению, с тех пор были и другие смертельные ДТП, которые также вызывали резонанс в обществе, пусть и не такой большой. И вот осенью 2021 года случилась еще одна беда, которая для многих украинцев переполнила чашу терпения. На этот раз виновником аварии с одним погибшим и еще тремя пострадавшими стал 16-летний парень, которому вообще за рулем быть нельзя.


Все это в очередной раз обострило проблему правонарушений на дорогах. Их в действительности в последнее время стало больше, отмечает главный прокурор Харьковской области, Александр Фильчаков. В печальном рейтинге самых частых нарушений не только превышения скорости, но и вождение в состоянии алкогольного опьянения, а также езда без прав на управление транспортным средством, как в случае с 16-летним подростком. Что происходит на харьковских дорогах, кто в этом виноват и что делать?


Градус напряженности растет, а безопасность на дорогах только снижается

О новой беде на дорогах Харькова заговорили по всей Украине после 26 октября 2021 года. Именно в этот день ближе к 9 часам вечера на перекрестке улицы Одесской и проспекта Гагарина случилось дорожно-транспортное происшествие. Автомобиль марки Infiniti на большой скорости (по предварительным оценкам скорость превышала 150 км/ч) поехал на красный сигнал светофора и врезался в машину Chevrolet Aveo. Водитель последнего транспортного средства умер на месте, а трое пассажиров Infiniti (молодые люди от 16 до 19 лет) с тяжелыми травмами оказались в больнице.


Откровенно говоря, подобные ДТП не редкость для Харькова и Украины в целом. Но в данном случае имел место особый контекст. Во-первых, за рулем Infiniti оказался 16-летний парень, который вообще не имеет права водить (права в Украине на управление легковым автомобилем можно получить только в 18 лет). Во-вторых, как стало известно благодаря социальным сетям, этот самый горе-водитель уже не раз нарушал правила дорожного движения, в том числе ездил с большим превышением скорости, пересекал сплошную, оказавшись на встречной полосе движения. И даже нецензурно общался с представителями патрульной полиции, которая останавливала нарушителя.

 

Уже на следующий день после ДТП прокуратура объявила 16-летнему подростку подозрения. По словам Александра Фильчакова, ему инкриминируется нарушение правил ПДД, которое повлекло смерть пострадавшего (статья уголовного кодекса Украины №286, часть вторая). Максимальное наказание за это преступление составляет от 3 до 8 лет лишения свободы.

 

Подробнее о данной аварии мы еще поговорим. Стоит сказать, что и до и после случившегося ситуация на дорогах Харькова не стала лучше (безопаснее). Так, уже на следующий день вблизи того же места случилось еще одно ДТП. А за октябрь-ноябрь правоохранительными органами начато немало расследований по другим резонансным авариям, а именно:

  • в конце октября прокуратура добилась отклонения апелляции по делу о наезде на детей на пешеходном переходе. Обвиняемый хотел опротестовать необходимость нахождения под стражей без права внесения залога. Отметим, что ДТП случилось 4 октября, когда 33-летний водитель не остановился перед «зеброй» и сбил двух 12-летних мальчиков. Один из них умер в больнице, не приходя в сознание;

  • 8 ноября стало известно, что прокуратура завершила расследование и направила обвинение в суд в отношении 22-летней девушки, которая 1 сентября 2021 года в Чугуеве после столкновения с велосипедистом не справилась с управлением и наехала на двух детей 11 лет. Несовершеннолетние получили многочисленные травмы. Обвиняемой грозит от 3 до 8 лет заключения;

  • 11 ноября был задержан водитель, который в центре города на проспекте Науки проехал на красный сигнал светофора и наехал на двух детей. Они переходили дорогу на зеленый свет. Подростки получили телесные повреждения и оказались в больнице. По словам прокурора Фильчакова максимальное наказание для подозреваемого составляют от 3 до 8 лет лишения свободы.

Понятное дело, что это только самые громкие происшествия, в которых пострадавшими оказались дети или подростки. А ежедневно на дорогах города случаются и другие ДТП и нарушения.

 

Складывается впечатление, что водители не хотят делать выводов и учится на ошибках других. Причем этих самых ошибок все больше и больше, поэтому совсем небезопасно становится и на дорогах, и на «зебрах» при разрешающем движение пешеходам свете светофора, и порой даже на тротуарах.

 

Кто виноват и что делать для борьбы с ДТП и нарушениями правил движения?

Сложной ситуация на дорогах является не только в Харькове, но и по стране в целом. По данным Национальной полиции ежедневно происходит приблизительно 500 аварий, причем речь идет только о тех случаях, когда люди получают травмы. Не менее страшно выглядит статистика смертности: ежедневно в результате ДТП погибает 7 человек. И это действительно большая проблема.

 

По мнению экспертов, одна из причин частных нарушений правил движения — нынешняя система наказаний. Только если ДТП трактуется как преступление (со смертями или нанесением телесных повреждений разной тяжести), то виновнику грозит уголовная ответственность. И, как отмечает, Александр Фильчаков, по самым резонансным ДТП нарушитель, как правило, получается свой приговор и садится в тюрьму. Так было с Зайцевой и Дроновым, Тиграном Энгибаряном, Андреем Полтавцом и т.д.

 

Но по многим нарушениям предусмотрена только административная ответственность, а оплатить штраф для водителей зачастую не проблема. Некоторые готовы нарушать и платить хоть каждый день. Если бы действовала накопительная система, когда злостных нарушителей-рецидивистов лишали бы прав, то ситуация была бы другой. А, как отмечают юристы, и Зайцева, и 16-летний подросток за рулем Infiniti, имели и до смертельных ДТП административные протоколы. Но даже введение системы штрафных баллов — еще не панацея.

 

Так, отсутствие прав не уберегло от смертельного ДТП на проспекте Гагарина. За рулем оказался 16-летний парень. И полиция сегодня нередко останавливает водителей, которые также не имеют права управлять транспортным средством. Помимо несовершеннолетних это могут быть просто люди без прав или те, кто уже ранее совершил ДТП и у него их забрали (например, за вождение в состоянии алкогольного опьянения).

 

Штрафные санкции за отсутствие «водительского удостоверения» остаются смешными: если они остались дома (то 340 грн.), а если их нет вообще — 3400 грн. Плюс, не стоит забывать про коррупционную составляющую. Права в Украине нередко покупаются или «дела решаются» на месте (при отсутствии этих самых водительских прав).

 

Что касается виновных, то все тоже не так однозначно. Многие украинцы считают, что основная причина в недостаточно эффективной работе правоохранителей. Якобы, водители понимают, что им ничего не будет, а если что, то штраф совсем не большой, и часто нарушают. Именно такие водители, как правило, рано или поздно становятся виновниками страшных ДТП.

Винить во всем патрульных, конечно же, неправильно. До реформы МВД все ругали гаишников». Теперь их не стало, но от этого ситуация на дорогах не стала безопаснее. Именно водители чувствуют свою безнаказанность. Причем, они же в странах ЕС, как правило, ведут себя за рулем совершенно иначе, осторожнее и по правилам. Там они гости и законопослушные граждане, а у нас — «хозяева жизни».

 

Показателен в этом аспекте и случай со смертельным ДТП на проспекте Гагарина. 16-летний подросток получил авто в подарок от родителей (о чем думали они — большой вопрос). А до трагедии неоднократно нарушал, хвастался в социальных сетях тем, что «откупается» от патрульных и заявлял, что будет и дальше лихачить. Разве все не закономерно? К сожалению, скорее да, чем нет...

 

Для улучшения ситуации на дорогах в нашей стране нужно действительно системные изменения. Они должны произойти и на уровне наказаний (пересмотр системы, возможность введения накопительных штрафных баллов, ужесточение ответственности и увеличение штрафов), и при подготовке в автошколах, и в деятельности патрульной полиции, и, конечно же, в головах самих водителей. И как нам кажется, последний момент тут является самым важным.