Провальные проекты украинской власти: крах на фиаско
22 грудня 2021 13:01
Переглядів: 715
Коментарів: 0
Надрукувати
За годы независимости украинская власть затевала великое множество самых разнообразных проектов, которые могли бы стать показателем состоятельности нашей страны. Какие-то из них действительно были внедрены, но большинству суждено было остаться либо под сукном, либо с треском провалиться, либо «загнуться» еще до старта. А над какими-то моментами государство даже толком не задумывалось. В результате проигрывало и оно, и граждане.
С
другой стороны, а чего еще было ожидать, если власть согласовывало миллиардные
контракты с лыжными инструкторами, как это было в 2012 году при подписании
бумаг на строительство терминала сжиженного газа? Впрочем, эта история, скорее,
курьезная на фоне остальных, где Украина вполне могла бы проявить себя с лучшей
стороны. Не будем копаться в глубоких дебрях – пройдемся по основным провальным
проектам последнего десятилетия.
По шпалам с натугой
Пожалуй,
большинство из них касается развития транспортной инфраструктуры. Например, уже
основательно подзабытый многими проект крупного глубоководного морского порта в
Крыму. В 2013 году стало известно, что китайские инвесторы готовы вложить в
него около 3 миллиардов долларов.
Власть раструбила о «мегапорте» как о своей будущей победе, но не тут-то было.
Во-первых, заявленная
расчетная мощность объекта всего в 140 миллионов тонн в год не гарантировала
загрузки украинских портов. Во-вторых, железнодорожная сеть Крыма не выдержала
бы даже такой небольшой нагрузки. А денег на ее развитие по всей Украине и
сегодня не наблюдается. В общем, когда власти все это доходчиво объяснили, она
о данном «мегапроекте» больше даже не заикалась.
Повеселил
украинскую общественность в феврале 2018 года на тот момент министр
инфраструктуры Владимир Омелян, когда заявил о намерении Украины подключиться к
глобальному проекту «Гиперлуп»
(это транспортная система, состоящая из стальных труб, внутри которых со
скоростью свыше 600 км/ч перемещается поезд - герметичная капсула на воздушной
подушке). Следующее правительство совершенно логично категорически отвергло
возможность Украины участвовать в этом проекте: вроде как все равно не осилим,
а популизмом заниматься не нужно.
Осенью
2020 года теперь уже экс-вице-премьер Олег Уруский заявил: «Я был бы счастлив, чтобы мы хотя бы имели
скоростную железную дорогу, как во Франции, где поезд едет со скоростью 350
км/час. Но нам необходимо около 40 миллиардов долларов, чтобы построить новые
пути под такой транспорт».
Также
год назад председатель правления АО «Укрзализныця» Владимир Жмак (тоже бывший -
быстро же у нас руководящие кадры сменяются!) заявил, что в компании
рассматривают амбициозный проект скоростного движения поездов со скоростью
порядка 300-350 км/ч – с привлечением инвесторов со стороны. Хотя еще в 2019
году в «Укрзализнице» считали, что инвестировать в поезда, двигающиеся со
скоростью 250 км/ч и выше, пока нецелесообразно. Да и просто опасно в
украинских реалиях.
А
целесообразно ли существование самого предприятия, если 2020-й она закончила с
чистым убытком в 12 миллиардов гривен, а практически вся железнодорожная
инфраструктура с каждым годом «убивается» все сильнее?
«Воздух и вода» - сами по себе?
Не все
в порядке и с отечественной авиацией. ПОЗИЦИЯ уже писала о том, что Верховная
Рада выделила из госбюджета-2021 0,5 млрд грн на формирование уставного
капитала национального авиаперевозчика. При этом правительство намерено купить или
взять в лизинг 22 самолета не у государственного предприятия «Антонов», а у
Airbus, хотя первоначально приоритетным назывался именно первый вариант.
А в
2018 году Украина приобрела у Airbus Helicopters вертолеты для Госпогранслужбы,
Нацполиции и Нацгвардии, получив 475 миллионов евро кредита на их закупку у
французского поставщика. Погодите, а как же национальный производитель? Его
самому себе предоставят, в державной поддержке он не нуждается? Впрочем, данная
отрасль и раньше государством не слишком была обласкана. Во всем мире
предпочтение отдают своему, а у нас – логика на нуле.
Кстати,
а что там происходит с отечественным водным транспортом? О нем мы уже
практически напрочь забыли. За годы независимости водные перевозки в Украине
сократились в пять раз, хотя речной транспорт в мире считается одним из
наиболее дешевых. Впрочем, в конце 2020 года был принят закон «О внутреннем
водном транспорте», который призван дать отрасли второе дыхание. Но вступит он
в силу только в 2022-м, да и противников у содержания документа хватает. Так
что еще непонятно, заработает ли наша «вода» хоть когда-нибудь.
Отрезанный ломоть
Постоянные
проблемы были в Украине с машиностроением и оборонной промышленностью. Первое,
ранее остро заточенное на сотрудничество с Россией, в 2014 году потеряло этот рынок,
да и внутренний заметно просел. А ведь потенциал у нашей «машинки» все еще
отменный! Просто государство мало занималось этим вопросом, предпочитая
сотрудничать (опять!) с зарубежными компаниями. Видимо, рассчитывалось по каким-то
старым долгам с западными «партнерами»?
То же
вагоностроение в Украине в последние годы упало не просто в разы, а в десятки
раз. Знаменитый Крюковский вагонзавод, например, является единственным на
постсоветском пространстве предприятием с налаженным производством двух видов
вагонов – пассажирских и грузовых. В 2012 году компания продала более 11 000
вагонов, заработав рекордные 100 миллионов долларов. Потом – как отрезало. В
частности, еще и потому, что государство десятилетиями не списывало в утиль
старые вагоны и не заказывало предприятию новые. Вот и весь, так сказать,
«секрет успеха». Кстати, многие заводы этой отрасли вообще уже «отмучились».
А харьковский
«Турбоатом» – одно из крупнейших предприятий мира по проектированию и
производству турбинного оборудования для гидро-, тепловых и атомных
электростанций? Увы, он также годами работал не на полную мощность в силу того,
что государству (владельцу 75% акций предприятия) на него было, скажем так, все
равно. А турбогенераторы по-прежнему востребованы на планете, да и в Украине
тоже. К слову, совсем недавно «Турбоатом» и АО «Завод «Электротяжмаш»
объединились в АО «Укрэнергомашины», но вот что это даст?
Самые крупные
и стратегически важные предприятия отечественной оборонки объединены в
госконцерн «Укроборонпром». Казалось бы, воюющей стране в это направление нужно
вкладывать силы и средства по максимуму, но пока все далеко не так. К примеру,
ранее на предприятии «Зоря-Машпроект» создавали двигатели для военных кораблей,
теперь же мы закупаем плавучую рухлядь за рубежом вместо того, чтобы возродить свое
судостроение.
А наша
запорожская «Искра»? Комплекс разрабатывает новые высокотехнологические и радары
и сопутствующее оборудование. Тут военный госзаказ должен присутствовать в
полной мере и даже больше! Но, как и на многих других предприятиях оборонки, все
не слава богу.
Космическое «торможение»
Этой
осенью правительство одобрило
Государственную космическую программу Украины до 2025 года, которой предусмотрено
финансирование отрасли в 40 миллиардов гривен. Целями являются осуществление космической деятельности в интересах
национальной безопасности и обороны. Власть также планирует строить космические
системы наблюдения и их составляющие,
создавать ракетно-космическую технику и
т.д.
Отметим,
что в 1991 года предприятия отрасли участвовали в создании новых космических
ракетных комплексов, разгонных блоков для грузовых ракет в проектах NASAи
Европейского Союза, разрабатывали космические аппараты. Но неспециалисты в
связке «Украина - космос» вспомнят лишь 1997 год, когда Леонид Каденюк совершил
полет на американском космическом корабле-шаттле «Колумбия».
Потому
что на это направление, то есть освоение космоса, тратятся мизерные суммы –
если сравнивать даже со странами среднего достатка. Совершенно очевидно, что в
таких условиях Украина будет на задворках. Как, впрочем, и в других отраслях, даже
при хорошо сохранившемся потенциале.
Приватный «танец»
Темпы
продажи госсобственности в нашей стране были невысокими практически всегда –
разве что «Криворожсталь» в 2005 году «выстрелила» почти на 5 миллиардов
долларов (но это ж когда было-то?). С тех пор приватизация в Украине хромала на
обе ноги – Фонд госимущества регулярно срывал годовые планы по ее реализации.
Да и в нынешний период истории, уже при новой власти, ничего не изменилось.
Согласно плану Министерства экономики, в 2019-2021 годах в Украине
должно быть выставлено на приватизацию 975 государственных предприятий. Однако
по итогам 2019-го план был выполнен на жалкие 3,1% - в госбюджет от продажи имущества
поступило 536,5 млн грн. Крупные объекты, годами остающиеся в списке, никто
брать не хочет, малая приватизация тоже не приносит тех денег, которых от нее
ожидают.
Потому что законодательство у нас выписано так, что правила игры для
всех разные. Плюс коррупция разгуливает, как ни в чем ни бывало. Кому интересно вкладывать деньги в проекты, если есть большой риск потерять
инвестиции? В общем, в этом пункте пока срабатываем со знаком минус. И есть
подозрение, что это надолго.
В заключение
На самом деле все выше изложенное – это лишь
верхушка айсберга. Допустим, о газотранспортной системе Украины ПОЗИЦИЯ писала
множество раз, это отдельная тема относительно провалов власти (а сколько их
было!). А ведь есть еще многострадальное, кое-как выживающее здравоохранение, сверстанная
по западным лекалам система образования, возрастающий год от года отток мозгов
и рабочей силы за границу, недостаточное развитие культуры, вызывающая ужас
экология с вырубкой лесов и загрязнением рек. Да много тем...
Кстати, и действующая власть мало того что
повторяет «подвиги» предшественников, еще и свои к истории Украины «подшивает».
Объявили налоговую амнистию в надежде «потрясти» соотечественников – трюк не
прошел. Снова легализовали игорный бизнес, так он на ноябрь 2021 года в государственный
бюджет принес лишь 18% от запланированного дохода - 1,34 миллиарда гривен. Третируют
население введением накопительной пенсионной системы и другими страшилками. Но - то ли еще будет. На лучшее приходится только надеяться...
Максим КОРОБЕЦ
|