Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Интервью шеф-редактора газеты "Позиция" Сергея Знаменского

Интервью шеф-редактора газеты "Позиция" Сергея Знаменского

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора

Интервью шеф-редактора газеты "Позиция" Сергея Знаменского Прошедший год был весьма богат на события как в Украине, так и в остальном мире. Глубочайший экономический кризис, эпидемия, потрясения политического характера – все это наличествовало в избытке. Но 2021-й уже стал достоянием истории, и гораздо интереснее, что ждет нас и всю планету в наступившем году. Об этом и многом другом – в беседе с шеф-редактором газеты ПОЗИЦИЯ Сергеем ЗНАМЕНСКИМ.


- Сергей Анатольевич, по вашему мнению, что означает попытка введения в Украине института множественного гражданства? Созрела ли для этого наша страна?

- Этот вопрос в последнее время действительно стоит на повестке дня в Украине и порождает дискуссию в обществе. Хотя для остального мира он уже давно не столь актуальный и злободневный, ведь данные процессы на планете идут уже не первое десятилетие. Там двойное или даже тройное гражданство стало практически нормой. Постепенно были стерты и вымыты понятия, характерные для 1980-1990-х годов, когда государства были обособленными, каждая культура и цивилизация существенно отличались друг от друга. Сегодня же мир стал взаимопроникаемым, когда смешались нации, народности и даже расы – они буквально растворяются друг в друге.

 

Вспомним тот же американский «плавильный котел», когда после Второй мировой войны в США массово съезжались мигранты из Африки, Азии, Латинской Америки. Именно по такому сценарию сейчас идет и Европа. Былое понятие национализма уходит в прошлое - все варятся в одном «котле». Конечно, в связи с этим меняется и институт гражданства. На мой взгляд, это и не хорошо, и не плохо – просто естественный итог глобализации. В то же время нивелируется понятие патриотизма как таковое, и это снова-таки мировая тенденция.

 

Украина к вопросу о множественном гражданстве подходит только сегодня. Выгодно ли это нашим гражданам? Пожалуй, да, особенно живущим в приграничных регионах – в сопредельных странах они считаются «своими» и в материальном плане это серьезное подспорье. Однако наличие двух или более паспортов выгодно и для украинских власть имущих. Проштрафился, проворовался – собрал «тревожный чемоданчик» и рванул по месту другой «прописки». Причем желательно, чтобы эта страна не имела с Украиной договора об экстрадиции. Также, к сожалению, у нас имеет место быть практика политических преследований властью своих предшественников, поэтому для политиков второе или третье гражданство – спасительный запасной аэродром.

 

- Уже вполне очевидно, что Запад не является единым целым, как многим в Украине представлялось ранее. США по-прежнему пытаются манипулировать объединенной Европой, из которой в результате нашумевшего «брекзита» вышла Великобритания. На ваш взгляд, кто сегодня является главным стратегическим партнером нашей страны на Западе?

- Сразу уточним: на самом деле американцы после Второй мировой войны манипулируют не только Европой, но и практически всей планетой. Та же гегемония доллара, например, об этом четко свидетельствует – как-никак единая резервная мировая валюта.

 

Что касается Великобритании, она вышла из ЕС, чтобы выйти из-под контроля, в период глобального кризиса вынужденно обособиться. Но недостаточно просто вырваться из «прокрустова ложа» - нужно проникать в те мировые ниши, где возможно контролировать сбыт товаров, валюту и население. По оценкам экспертов, чтобы такая нища была самодостаточной, требуется 600-650 миллионов человек населения.

 

Великобритания пытается контролировать определенную часть мира, и в ареал ее интересов входит и Украина. Одна из сильнейших разведок Ми-6 работает на нашей территории, военные аспекты также присутствуют. Например, силами англосаксов строится военно-морская база в Очакове, и значительная роль в этом принадлежит британцам и американцам, которые тоже никуда уходить из Украины не собираются. Выделяются определенные бюджеты для оказания помощи нашему правительству, в том числе по части милитаризации армии.

 

Помните, в 2021 году президент Украины Владимир Зеленский посетил Лондон? Так вот после этого, 6 июля, секретарь Совета по национальной безопасности и обороне Алексей Данилов в интервью журналу «Форбс» официально назвал Великобританию главным геостратегическим партнером Украины. А министр обороны Алексей Резников в декабре 2021-го сказал буквально следующее: «Украина переходит к практической фазе строительства двух баз в Очакове и Бердянске по взаимной договоренности с Великобританией».

 

Я сам провел молодость в Бердянске и с сожалением констатирую, что такой прекрасный город, по всей видимости, получит милитаристический оттенок. Это - печальные аспекты взаимодействия Украины с другими странами, в которых мы являемся не полноправным партнером, не субъектом, а объектом мировых процессов. То есть, проще говоря, когда от нашего государства мало что зависит.

 

- Сергей Анатольевич, начало января ознаменовалось протестами в Казахстане. Как прокомментируете то, что там происходило?

- Это сложный вопрос. Нам говорят, что страну охватили беспорядки якобы из-за двукратного повышения цены на сжиженный газ для населения, но проблема явно лежит глубже. В Казахстане идет борьба кланов. Нурсултан Назарбаев, де-юре отошедший от власти в 2019 году, все-таки по факту сохранил огромное влияние на политические и экономические процессы в государстве. А нынешний казахский лидер Токаев пытается контролировать ситуацию и в соответствии с современными тенденциями строить государство - отсюда и внутренние конфликты. Кстати, я говорил со своими коллегами в Казахстане – у них примерно такое же видение ситуации.

 

Кто организовал массовые беспорядки - другое дело, политика вообще во многом аморальная вещь. Никто не считается с тем, сколько погибнет людей, сколько будет нанесено убытков госказне, как отреагирует экономика. Кстати, в Украине происходит нечто похожее, кода влияние олигархата распространяется практически на все сферы государственной и общественной жизни - мир устроен примерно одинаково.

 

С другой стороны, наибольшим выгодополучателем от событий в Казахстане является Россия. Подобные волнения были и в Беларуси - и там с помощью Москвы они были улажены. Нечто похожее случилось в Армении и Азербайджане, которые до сих пор не могут поделить между собой Нагорный Карабах. РФ контролирует свои южные границы с Закавказьем, в Казахстане она обезопасила свою юго-западную границу от возможного «переброса» волнений. Это геополитика, игра по-крупному, в которой ставки очень высоки и означают влияние на целые регионы.

 

Но есть и другой аспект. Казахстан – сердцевина Средней Азии, большое государство, которое находится к югу от России и на севере от Китая. Насколько мы знаем, КНР на протяжении последних лет двадцати пытается выстроить свой «Великий шелковый путь» из Пекина в Европу. Это огромный рынок для сбыта товаров, который Китай и старается поглотить.

 

Несмотря на то, что Европа деградирует, она еще долгое время будет оставаться большим покупателем, поэтому КНР рассматривает разные варианты для увеличения поставок своей продукции и ее быстрого сбыта. По морям-океанам – дорого и небезопасно, да и объемы иные, а вот железная дорога подходит как нельзя лучше. Одновременно страны, заинтересованные в ограничении влияния КНР, противодействуют этим планам. И на этом балансе Пекин и старается выстраивать свою торговую политику. До завершения процесса еще очень далеко, но он все же идет.

 

- Цена на газ в Европе – одна из главных тем мировой повестки дня сегодня, и она напрямую касается Украины. Что происходит с ценой на голубое топливо, почему она так выросла?

- То, что Россия заинтересована в росте стоимости ресурса, очевидно и легко объяснимо – она зарабатывает миллиарды на неурядицах, связанных с запуском «Северного потока-2», который, в свою очередь, является важным геостратегическим объектом. «Газпром» однозначно заинтересован в долгосрочных контрактах, однако за счет газовых скачков уже компенсировал часть своих потерь по «СП-2». Все просто: куй железо, пока горячо.

 

Но не только в России дело. Об этом мало кто говорит: неявным получателем выгоды от повышения цены на голубое топливо являются и США. Американцы неоднократно пытались зайти на европейский газовый рынок раньше, однако договоренности прошлых лет между РФ и Европой не давали им такой возможности. Кроме политических резонов, существовали и экономические ограничения. Компании, поставляющие газ на мировой рынок, ищут варианты сбыта подороже, а это всегда было в Юго-Восточной Азии. Суда с газом шли туда независимо от желания политиков – американских, европейских или каких-либо еще.

 

Низкий же европейский тариф помогал странам-членам ЕС строить свою экономику максимально результативно. И сейчас рост цены на газ переориентирует мировой рынок поставщиков в сторону Европы, а это колоссальные деньги! Поэтому не исключаю, что существуют негласные договоренности Москвы и Вашингтона на предмет раздела европейского рынка газа – чтобы и вашим, и нашим.

 

Конечно, и Украина во многом зависит от этих процессов. Но нельзя забывать об одном немаловажном факторе: наша газотранспортная система хоть и старовата и нуждается в модернизации, все еще на плаву. В Украине находятся крупнейшие подземные хранилища газа в Европе, и они обязательно будут востребованы! Главное - извлекать выгоду из этого уже сейчас, потому что средств для модернизации своей ГТС на данный момент не хватает, а завтра вообще может не быть. В этом свете важно, чтобы экономические резоны возобладали над политическими амбициями.

 

- Сергей Анатольевич, сегодня вновь стал актуальным вопрос безопасности Украины. В связи с чем нередко вспоминают о Будапештском меморандуме, который вроде как должен был гарантировать нам эту самую безопасность. Насколько обоснованы такие надежды?

- Те, кто пытается вытащить на свет этот документ и понудить подписантов (США, Великобританию и Россию) выполнить его обязательства, забывают о том, что меморандум – это всего лишь протокол о намерениях. Без ратификации высшими законодательными органами упомянутых стран он банально мертв. И пенять на то, что меморандум не выполняется, совершенно бессмысленно. Тем более что с 1994 года много воды утекло, поменялись президенты и правительства, условия, в которых сегодня существует мир.

 

Меморандумом можно манипулировать как политическим аспектом, но оживить его – вряд ли. Гораздо важнее решение вопросов, связанных с безопасностью в нынешних реалиях. Руководству Украины необходимо проявлять принципиальность, выдержку и мудрость в тех условиях, в которых наша страна живет сейчас. Прошлого не вернуть – нужно учиться жить сегодняшним днем. А если все время оглядываться назад, о будущем государства и его перспективах можно смело забыть.

 

Источник Позиция