Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Завод «Искра»: «распилить» и поделить?

Завод «Искра»: «распилить» и поделить?

Категорія: Позиція » Статті » Регіон
Завод «Искра»: «распилить» и поделить?Из-за шумихи в СМИ руководство «Укроборонпрома» проводит служебную проверку по ситуации вокруг запорожского Казенного предприятия «Научно-производственный комплекс «Искра». Напомним, в январе появилась информация о том, что ведущий разработчик и производитель наземной радиолокационной техники приостановил работу.


Информресурсы писали, что Министерство обороны отказалось от всех заказов для Вооруженных Сил Украины, оставив предприятие без работы. Остановились также и конструкторские разработки. Сотрудники стратегического запорожского завода - второй месяц без зарплат. В ответ Минобороны обвинило КП «НПК Искра», входящее в состав «Укроборонпрома», в срыве государственного оборонного заказа.


В ведомстве заявили, что сотрудничали с «Искрой» с 2021 года по четырем контрактам. И по одному из них предприятие не выполнило обязательство вовремя, из-за чего возникла дебиторская задолженность в сумме более 58 млн грн. Поэтому Минобороны решило прекратить финансирование, которое пообещало восстановить после погашения «Искрой» долга или же по решению суда.


В настоящий момент запорожское предприятие судится с Минобороны, заявляя, что на скорость выполнения заказов повлияли карантинные ограничения и высокий процент заболеваемости коронавирусом среди работников. Свалив все на ковид, общественности дали понять, что эта напасть станет главным обвиняемым в суде. Но если заглянуть в предысторию, можно понять, что производственная проблема назревала задолго до карантинных ограничений. Опираясь на данные из открытых источников, давайте вникнем, какие цели преследуются, ради которых производители «глаз» вооружения – радаров и разведстанций - оказались в финансовом тупике, а ВСУ - без необходимого оснащения.

 

 

Пропавшая «грамота»

 

Весной 2019 года гендиректор «Искры» Юрий Пащенко заявил, что некая частная структура завладела правами на интеллектуальную собственность завода и делает все, чтобы сорвать производство и поставки. Цитируем: «Фактически это было похищено и передано частному лицу... Причем эти люди никогда не были разработчиками радиолокационной техники». Во как! Через заводской забор, что ли, перелезли или в шапках-невидимках сквозь кордон охраны прошли? К сожалению, механизм «похищения» озвучен не был.


Дальше - интереснее. Со слов Пащенко узнаем, что «похитители» мешали отгрузить в США радиолокационную станцию, и сделать это удалось только через суд. «Они практически пытались остановить производство на предприятии. Мы два года не вылезаем из судов», - имел ввиду директор завода начало тяжб с 2017-го, когда был поставлен вопрос о выводе госсредств руководством «Искры» и праве использовать объекты интеллектуальной собственности. Считается, что предыдущее руководство предприятия подписало договор для вывода денег с некоей подставной фирмой «КИТ», но суд признал его недействительным. Думаете, заводу дали нормально работать? Отнюдь. От сотрудников «Искры» в разные инстанции стали поступать неоднократные обращения о всякого рода нарушениях: от «распила» станков и оборудования до резкого снижения экспорта. Последний фактор привел к переходу предприятия на четырехдневный режим работы.

 

 

Пока что не приватизация

 

В первой половине 2020 года «Укроборонпром» провел проверку на «Искре». По ее результатам вердикт был таков: «Слухи о том, что предприятие специально уничтожают для ликвидации или дальнейшей приватизации за копейки, не подтвердились». Однако объемы выпускаемой продукции сократились. Завод предоставил комиссии данные, согласно которым производство по сравнению с 2018 годом упало почти наполовину. То есть госзаказ от Министерства обороны снизился на 48%. И это в условиях вооруженного конфликта на востоке Украины! Что уж говорить об экспорте - наверняка его и нет.  «Избыточное имущество» КП «НПК Искра» - до недавнего времени довольно прибыльное предприятие - «вдруг» лишается прав на проектную документацию, затем половины госзаказа, но «слухи о приватизации не подтвердились». Между тем 3 октября 2019 года Верховная Рада принимает законопроект № 1054-1. Этот документ отменил закон от 7 июля 1999 года №847-XIV «О перечне объектов права государственной собственности, которые не
подлежат приватизации».

 

В списке предприятий, которые можно приватизировать с 2020 года, 16 запорожских и среди них неожиданно - «Искра». А теперь, как говорится, «следите за руками»: 26 мая 2020-го Министерство обороны, лишившее завод половины госзаказа, блокирует работу  предприятия, внеся его в реестр должников. Ведомство «внезапно» вспомнило, что у «Искры» есть просроченная дебиторская задолженность за 2005 год по контракту 1997 года на 5,8 млн грн. Финансирование предприятия заблокировали и не заплатили 55 млн грн аванса по программе производства радара «Зоопарк-3» и радара ПВО 80К6КС1.


Две с половиной тысячи сотрудников «Искры» тут же оказались под угрозой увольнения, поскольку зарплату им платить стало нечем. Из «Искры» пламя не разгорелось», потому как чудесным образом выяснилось, что Высший арбитражный суд Украины еще в 2009 году разорвал госконтракт, по которому числился долг - в иске по взысканию с завода 5,8 млн гривен было отказано. Через несколько дней, 31 мая 2020 года, запорожское предприятие исключили из реестра должников и разблокировали финансирование. Так что январское прекращение поступления средств – далеко не первое.  

 

А теперь – приватизация? 

Летом 2020 года на «Искру» приехал теперь уже бывший вице-премьер Олег Урусский. Он презентовал «концепцию первой секторальной бизнес-единицы, которую планируется создать как модель корпоратизации государственных предприятий «Укроборонпрома». За набором этих мудреных слов стоит план создания на базе госконцерна нового государственного холдинга из девяти предприятий (секторов), который будет заниматься непосредственно радиолокационными станциями. При этом была предусмотрена релокация промышленных мощностей предприятий, расположенных в других областях Украины, а также процесс очистки активов этих предприятий от обременений и лишения избыточного имущества.


«Искра» - стратегическое для экономики и безопасности государства предприятие: согласно действующему законодательству, оно не может прекратить свою деятельность. В этом и заключаются сложности с «распилом». Поэтому в целом приватизируют не сам завод, а лишь «избыточное имущество». Интересно, сколько его у бывшего советского КБ с более чем полувековой историей? Видимо, немало, раз под «дерибан» приняли целый закон. А потом по проверенной схеме: минимизация производства – заинтересованные лица приобретают мощности «избыточного имущества» за копейки, а затем... реализация продукции для ВСУ по спекулятивным ценам.


Благодаря поднятой шумихе данный «бизнес-план» пока реализовать не удалось. Но когда на кон поставлено личное обогащение вспомнят не только об одних «дебиторских задолженностях». Найдутся нужные козыри - дело лишь во времени.

 

Наталья ЕЛИСЕЕВА

 

Источник Позиция