Контрабанда в Украине: халатность или непобедимость?
16 лютого 2022 15:55
Переглядів: 701
Коментарів: 0
Надрукувати
Извлекать выгоду из не совсем честных финансовых сделок человечество научилось вскоре после появления товарно-денежных отношений. И эта практика жива по сей день, подчас принимая все более изощренные формы. Обходить или даже самым грубым образом попирать законы мы умеем, чего уж скрывать. Взять хотя бы ту же таможню с ее правилами: очень многие украинцы, выезжавшие за границу и возвращавшиеся обратно, пытались в чем-то схитрить.
Впрочем,
мы сейчас говорим не о мелочах вроде провоза через кордон «лишнего» блока
сигарет, а о контрабанде как реально преступном явлении. Вот уже много
десятилетий эта схема в Украине процветает в поистине гигантских масштабах, а все
попытки ее разрушить (надо сказать, довольно слабенькие) оборачивались пшиком.
Нередко потому, что на «контре» были завязаны высокие чины, которые не желали
терять сверхприбыль, принимая законы для борьбы с «кормилицей».
Очень
трудно оценить, сколько убытков наносит государственной казне этот «бизнес» в
денежном эквиваленте. В апреле 2021-м секретарь
Совета по национальной безопасности и обороне Алексей Данилов назвал сумму
в 300 миллиардов гривен ежегодно. Но реальная цифра наверняка еще более
шокирующая, и это обстоятельство подвигло власть объявить контрабанде
беспощадную войну.
-
Заслушали доклад руководителя нашей таможенной службы о том, что сегодня
происходит на границе. И было принято беспрецедентное решение бороться с
людьми, которые заправляют контрабандой в нашей стране. Они создали свой
конгломерат, имеют связи с другими государствами и наносят очень большой ущерб.
Деньги, которые в результате преступных схем оседают в чьих-то карманах,
обязательно будут возвращаться в казну, - заявил тогда Алексей Данилов.
В
частности, СНБО составил целый санкционный список в отношении лиц,
подозреваемых в занятии контрабандой. Правда, некоторых занесли в него
«ошибочно», а позже в Государственном бюро расследований заявили, что
большинство людей, которые попали под санкции в апреле, уже летом возобновили
свою деятельность из-за перераспределения контрабандных потоков. Все оказалось
просто: достаточно было привлечь новых юридических лиц, не вошедших в списки.
Вуаля – дело в шляпе!
Впрочем,
это не помешало СНБО в самом конце прошлого года отчитаться: санкции принесли в
госбюджет дополнительные 71 миллиард гривен. «Мы, естественно, хотели, чтобы
было больше, но это только начало - останавливаться в этом вопросе не
собираемся», - заявил Алексей Данилов. Тем не менее, злые языки поспешили
обвинить министра финансов Сергея
Марченко (именно в его ведении находится таможенная служба) в провале
борьбы с нелегальным перемещением товаров через границу. Дескать, вскрыть нарыв
не получилось, а озвучиваемые СНБО цифры – вообще ни о чем.
Кстати,
сам главный финансист страны говорил, что успешной борьбу с контрабандой можно
назвать, если из этого «бизнеса» выводится по 2-3 миллиарда гривен в месяц.
Что, согласитесь, даже близко не коррелируется с вышеупомянутыми 300
миллиардами.
Кроме
того, как заявил экономист Виктор
Скаршевский, за 10 месяцев 2021 года объемы импорта увеличились на 36%, а
таможенные поступления - всего на 32%. «Налоговая
нагрузка на импорт стала падать. Это привело к тому, что после начала «борьбы»
с контрабандой бюджет недополучил около 13 миллиардов гривен. Фактически
никакой реальной войны контрабанде на самом деле объявлено не было. А Минфин,
который отвечает за координацию таможни и налоговой, попросту вводит президента
и СНБО в заблуждение», - отметил он.
Усугубляет
ситуацию еще и то обстоятельство, что с 2011 года контрабанда в Украине
декриминализирована, то есть замешанные в ней лица не несут уголовной
ответственности - только административную. Действующая власть намерена вернуть
все на круги своя, чтобы преступникам могли давать реальные сроки за незаконное
перемещение товаров через границу. Это прописано в президентском законопроекте
№5240, который летом 2021 года прошел пока лишь первое чтение. Более того, Владимир
Зеленский во время очередного заседания СНБО поручил рассмотреть вопрос об
увеличении тюремного срока для контрабандистов до 20 лет - дескать,
законодательство у нас чересчур «либеральное» к преступникам такого пошиба.
Пару
недель назад временно исполняющий
обязанности председателя Государственной таможенной службы Украины Вячеслав
Демченко также заявил, что наказание за контрабанду должно стать уголовным.
-
Во всех соседних странах, да и вообще в цивилизованном мире, это является
уголовным правонарушением. Кроме того, там оперативной деятельностью часто
занимаются сами подразделения таможни. Единственное, нужно определить в
денежном эквиваленте порог, после превышения которого наступит уголовная
ответственность. И заодно необходимо минимизировать человеческий фактор при пропуске
или недопуске товаров через таможню.
Мне
очень импонирует опыт Азербайджана, который добился полной цифровизации: там таможенник
фактически не принимает таких решений самостоятельно. Этим занимается
компьютер, следуя определенным параметрам. К этому нужно стремиться, но мы
всегда должны идти своим путем и брать лучшее из опыта других государств. Кроме
того, украинский таможенник должен получать 25–30 тысяч гривен зарплаты, потому
что он занимается экономической безопасностью государства. А еще следует
расширить сканирующие способности отечественной таможни. Необходимо больше
сканеров, у нас сейчас всего 40–50% необходимых единиц, – отметил Вячеслав
Демченко.
А
нам вспоминается хохма времен предыдущего
правительства Алексея Гончарука. Он тоже давал поручение ответственным
ведомствам за месяц ликвидировать контрабанду на границе. Помочь в решении
задачи, по идее, могли бы все те же сканеры, но (цитируем экс-премьера) «ни один из четырех
закупленных год назад не работает». Ни один из аж четырех! А сколько в Украине
пунктов пропуска? То-то же. Однако и сегодня, как видим, сканеров
катастрофически не хватает. То есть принципиально ничего не меняется, кто бы
что ни говорил...
Но
вернемся к уголовной ответственности за контрабанду. Вообще данное явление для
нас, с позволения сказать, сложилось исторически: Украина в силу ее
географического положения – эдакий «перевалочный пункт» для ввоза-вывоза
товаров. А реального наказания для контрабандистов нет уже больше десяти лет. Разве
что речь идет о наркотиках, оружии и исторических ценностях. Однако деньги чаще
делаются на других вещах.
По
данным Ukraine Economic Outlook, наибольшую часть контрабанды
(около 20%) составляют оборудование и электротехника, на втором месте (14%) –
товары химической промышленности, на третьем (10%) - транспортные средства.
Далее идут текстиль и одежда – приблизительно 10%, продукты питания – 5,4%. По данным Государственной пограничной службы, в последние годы
первенство в контрабандных потоках занимают автомобили, табак и алкоголь – 17%
от обнаруженного контрабандного импорта, а для вывоза – табачные изделия и
автомобили (суммарно около 50%). Соответственно, именно в этом направлении
нужно тщательнее работать таможне – это элементарная логика.
Вместе с тем, один из главных недостатков президентского
законопроекта №5420 состоит в высоком пороге наступления уголовной
ответственности – это 113 500 гривен. То есть если контрабандиста поймают с
товаром на меньшую сумму, ему светит лишь административная ответственность. Для отчетности перед начальством –
самое то (заветные «галочки» по раскрываемости и оптимистичные сводки на
заседаниях Кабмина), а вот что касается пополнения государственной казны, -
безделица. А охотиться на «крупную
рыбу» еще уметь надо. Тем более что
взятки на таможне никто не отменял.
В
общем, хотите действительно наказывать контрабандистов – снижайте порог
ответственности. Если принимать во внимание мировой опыт, то в большинстве
развитых стран целью борьбы с контрабандой является не только возмещение ущерба
казне, но и наказание преступников. В Эстонии, Латвии, Германии, Швейцарии
вместе с лишением свободы применялись суровые штрафы. В Украине же кара для пойманных
с поличным лишь денежным взысканием и ограничивалась, хотя нередко могли впаять
условные сроки. И такая политика «всепрощения» организованно-преступными
группами контрабандистов расценивалась как слабость государства и стимул к
продолжению ведения привычного «бизнеса». Ну и, разумеется, откаты – наше все.
Только и умели, что переподчинять таможню разным ведомствам для получения весьма
приличного профита.
Кстати, всего одна цифра для понимания
общей картины, как обстоит вопрос с контрабандой в Украине. Разрыв
статистических данных по стоимости импорта в нашу страну только шести
стран-соседей (Беларусь, Словакия, Польша, Молдова, Румыния и РФ) в прошлом
году составил около 5,5 миллиардов долларов. Украина имеет полноценный обмен
таможенной информацией только с Молдовой (с 2009 года) и частичный с Венгрией
(с 2018 года). Но позвольте, это же не главные наши торговые партнеры: есть
Турция, Китай, Польша и иже с ними, с которыми товарооборот в разы выше! В том
числе и нелегальный. Что же не заключаются соответствующие соглашения с ними?
Загадка...
Между тем, если разложить по
полочкам темпы роста международной торговли Украины, легко обнаружить, что контрабандные
схемы растут гораздо быстрее, чем официальный импорт и экспорт. При этом
разница между легальным товаром и его «черной» разновидностью составляет до
30-40%. Выгодно ли работать в таких условиях честным украинским бизнесменам,
или легче влиться в струю, дабы не проиграть конкуренцию?
Государство
обязано признать, что контрабанда – одна из основных причин тотальной «дырявости»
нашего бюджета, и действовать соответствующим образом, включив режим
решительности. Иначе у народа будет лишний - и весомый - повод говорить о том,
что коррупция (в том числе на таможне) у нас непобедима при любой власти. Не
спорим, что контрабанда характерна и для наиболее развитых стран, но там ее
масштабы не идут ни в какое сравнение с украинским. Нынешнему нашему
руководству нужно завязывать с красивыми словами и обещаниями, а засучить
рукава и заниматься своими прямыми обязанностями. Иначе период правления «молодой
команды» из общей колеи безразличия политиков к государству и его гражданам так
и не выбьется.
Максим КОРОБЕЦ
|