Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » История выживания в Харькове или как семье харьковчанина помогало приложение «Класс маркет» весной 2022 года

История выживания в Харькове или как семье харьковчанина помогало приложение «Класс маркет» весной 2022 года

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Суспільство

История выживания в Харькове или как семье харьковчанина помогало приложение «Класс маркет» весной 2022 года Разработка мобильных приложений и активное присутствие в социальных сетях и мессенджерах уже стали нормой для различных видов бизнеса в Украине, включая продуктовую розничную торговлю. Но многими людьми вся эта диджитализация раньше воспринималась скорее, как дань моде и попытка соответствовать мировым трендам, чем действительно острая необходимость. Уж применимо к супермаркетам, казалось, куда важнее другие факторы, будь то ассортимент и цены на товары, отсутствие больших очередей на кассе или чистота торгового зала.


Как показала развязанная россией война в Украине, социальные сети, мессенджеры и мобильные приложения стали не менее, а скорее более актуальными. Они не только позволяют бизнесу оставаться на связи с клиентом и организовать эффективные коммуникации, но и буквально помогают выживать в суровое военное время. Именно такой кейс мы и приведем ниже.

 

Фактически это история от первого лица. Ее рассказывает харьковчанин, чьи родители категорически отказались покинуть родной город в начале войны. Он все же, решил не рисковать и уехал с женой и ребенком. Оказавшись в безопасности, он пристально следил за ситуацией в Харькове и удаленно помогал пожилым родителям, например, отправлял дефицитные лекарства и товары почтой, сообщал им актуальную информацию о работающих магазинах и аптеках. Для этого он пользовался именно интернетом, в том числе telegram-каналом харьковской сети супермаркетов «КЛАСС» и ее мобильным приложением «Класс маркет».


Паника и дефицит

Полномасштабная война с танками на подступах пришла в Харьков чуть ли не первой среди всех областных центров Украины. Виной всему географическая близость к стране-агрессору. Вместе с военными действиями пришла паника, огромные очереди в магазины, аптеки и на заправки. Также почти сразу образовались многочасовые пробки на выезд.

Мы с семьей 24 февраля решили пока остаться в Харькове, а первую неделю жили у подруги жены в частном доме в районе спуска Жилярди. В магазинах сразу пропали крупы, хлеб, молочные продукты, мясо, яйца. Кое-где не работала безналичная оплата, но проблема, похоже, носила временный характер и хотя бы наличные вскоре перестали быть чем-то из категории обязательного.


За первую неделю войны ситуация в Харькове только усложнялась: продуктов становилось все меньше, в отличие от очередей за ними. Да, и количество обстрелов только росло. Когда русские не смогли взять город «по земле», то начали просто нещадно и без разбору обстреливать город с воздуха, включая бомбардировки самолетами.

 

Вот тогда мы с женой и решили, что надо уезжать. Ее родители тоже покинули Харьков, а вот мои — наотрез отказались. Перед выездом я закупил побольше продуктов питания и попытался сделать какие-то запасы лекарств. В аптеку пришлось стоять в очереди около 6 часов: успел перед самым закрытием передать список провизору.

4 марта мы уехали в центральную Украину.

 

Вопрос: не какой товар купить, а работают ли вообще магазины

В начале марта Харьков еще не перестроился на новые военные реалии. Единственными работающими бизнесами в условиях постоянных обстрелов были супермаркеты, аптеки и АЗС, а также почтовые отделения (но они функционировали в новом режиме: прежде всего на прием и раздачу гуманитарной помощи). Да, и работали далеко не все. Оставшимся в городе харьковчанам не приходилось перебирать продуктами или лекарствами. Им сперва надо было понять, работает ли вообще ближайший супермаркет: мелкие магазины у дома, как правило, позакрывались.

 

Моя мать несколько раз выходила на своеобразную разведку, чтобы выяснить, какие магазины и аптеки работают. Второй момент — надо было знать график, ведь комендантский час начинался довольно рано — еще засветло. А уже третий момент — получился ли выстоять очередь и найти в магазине что-то из нужных продуктов и за адекватные деньги (в некоторых магазинах украинские товары быстро разгребали, а оставались импортные с неподъемным для большинства ценником).

 

И вот тут я и смог оказаться весьма полезным своим родителям. Сначала я вспомнил про телеграм-канал супермаркета «КЛАСС», на который как-то подписался, но, честно говоря, вообще не пользовался. Там с первых дней войны начали вместо акций выкладывать актуальную информацию о работающих супермаркетах, вплоть до времени открытия конкретного магазина в тот или иной день.

 

Так, допустим, 5 марта я сообщил маме, что в супермаркете на Клочковской (ближайший от их дома магазин «КЛАССа») также открылась аптека. А она в тот день планировала идти в сторону Ботанического Сада, поскольку где-то поближе или очень большие очереди, или уже нет нужных лекарств. В результате она пошла именно на Клочковскую, а днем случился авиаудар по «Унифехту» (это совсем рядом с Ботсадом). В общем, даже думать в духе «что было бы, если»… не хочется. Хорошо, что в тот день для нашей семьи случилось все именно так, а не иначе…

 

Оповещения в мобильном приложении

Я уже не вспомню с какого дня войны точно, но информация о работающих супермаркетах «КЛАСС» также начала ежедневно приходить в их мобильное приложение. Вот им я пользовался почти с момента запуска, перестав носить с собой карту лояльности супермаркета.

 

Также в регулярных уведомлениях в приложении представители «КЛАССа» информировали о работающих при супермаркетах аптеках и возможности безналичного платежа, а точнее заранее предупреждали, в каком из магазинов такой возможности нет.

 

Постепенно, когда ситуация в Харькове начала хоть как-то стабилизироваться, в этих уведомлениях стало еще больше потенциально полезной информации для харьковчан, в том числе о работающих обменах валют и зоомагазинах. С конца марта в сообщениях в приложении добавились сведения и о магазинах второго этажа, где продаются товары для дома, игрушки, канцтовары и т.д.

 

Для мирной жизни эти оповещения — почти бесполезная информация. А для военного времени — с точностью до наоборот. Каждое утро мне становилось понятно, открылся ли нужный супермаркет и каков график его работы. Я передавал эту информацию родным. А они могли планировать день и понимать, стоит ли тратить силы (а возможно и рисковать жизнью), чтобы идти за теми или иными продуктами/лекарствами.

 

В качестве выводов

Диджитализация нужна сегодня буквально любому бизнесу. Она добавляет удобства, легкости и вариативности взаимодействия с клиентом. В мирной жизни все это прямо влияет на прибыль, лояльность и другие экономические показатели работы. А во время войны — это даже не про комфорт и деньги, а про выживание в условиях артиллерийских обстрелов и авиа бомбардировок.

 

Автор: Максим Конев