Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Мы ее теряем!

Мы ее теряем!

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Мы ее теряем!Страна затаилась в ожидании очередной волны приватизации. По данным, полученным украинскими СМИ, в планах Кабинета Министров Украины в ближайшие два года фигурирует продажа более тысячи государственных предприятий. Зная особенности дележки госимущества по-украински, можно смело заявить – это последний марш-бросок, который окончательно вытолкнет государство из поля принятия решений, освободив крупный капитал от всяческого контроля и социальных обязательств. На очереди останется только земля… 
 

Ваучерную приватизацию в Украине запомнят надолго. Эта грандиозная афера середины 90-х позволила в одночасье добиться торжества принципа «кто был ничем – тот станет всем». «Всем» стали вчерашние рэкетиры и криминальные группировки, подмявшие под себя госсобственность, которая, как нам тогда рассказывали, должна была быть народной. Самое интересное, что многие из тех предприятий, которые казались таким лакомым кусочком в 90-е, сегодня покоятся на экономическом кладбище – выжав все соки, с ними расстались как с отработанным материалом. Зато на очереди новые, не менее привлекательные объекты, на которые уже давно жадно смотрит бизнес.

 

О результатах первого этапа приватизации говорить порой грустно, порой просто смешно. Аналогичные процессы в Европе, которые проходили в 80-е годы, принесли в госбюджет десятки миллиардов долларов. В Украине – 6 млрд. гривен (за первую фазу приватизации середины-конца 90-х). Именно столько стоит половина стратегических предприятий Украины. Не создали мы и предпринимательский средний класс, считающейся на Западе главным эффектом от прозрачной приватизации. Потому что прозрачности у нас никакой не было. Ваучеры скупались централизовано руководством предприятий или близкими к ним лицами, что позволяло за считанные месяцы получить контроль над целыми отраслями в экономике. Настоящим посмешищем можно считать наш Антимонопольный комитет, который так до конца и не довел ни одно громкое дело против крупных украинских монополистов.

 

Сейчас правительство замахнулось на последнее, что осталось. В первую очередь – это сфера энергетики. Такое масштабнейшее предприятие как «Нефтегаз Украины» планируют реструктуризировать, разделив на три основные части. Каждая из частей будет контролировать соответственно поставку, транзит и распределение газа. Только теперь этот процесс будет охватывать не только поставку энергоносителей на предприятия, а еще и в наши с вами квартиры. Учитывая наработанную годами схему, практически нет никаких сомнений, что все три предприятия будут приобретены одной и той же структурой, которая получит неограниченный контроль над всей энергетикой страны! Ни в одной стране мира такого себе нельзя даже представить.

 

Итоговый документ Кабмина разрешает масштабную приватизацию угольных шахт, при полной реализации которой в собственности государства в Донецкой области останется лишь 11 предприятий, а в Луганской – 7. Здесь, думаю, объяснять не стоит. Мало того, что государство полностью теряет контроль над добычей угля в стране, так еще оставляет шахтеров без социальной защиты – проконтролировать соответствие международным стандартам безопасности условий труда на шахтах при таком раскладе просто невозможно. Аналогично обстоят дела и с модернизацией производства, в которой так не заинтересованы собственники. Власть абсолютно бессильна в вопросах принуждения частного капитала к финансовым вложениям, которые бы обеспечили безопасность работников и обновление производства. Большинство технологий в добывающих отраслях промышленности устарели на 30–40 лет. Эти обязательства должны прописываться в приватизационных соглашениях с правом государства на регулярный аудит и санкции, в случае недобросовестности частника. Так делают на Западе. У нас же любой чиновник имеет личный мотив в приватизации – о чем дальше может идти разговор?

 

Помимо предприятий ТЭК в список приватизации попали спиртовые заводы, включая такие известные национальные бренды как «Коктебель» и «Массандра». Кроме того, правительство предлагает разрешить продажу ряда южноукраинских и закарпатских предприятий, включая Ужгородский и Одесский коньячные заводы, а также Одесский завод шампанских вин. Таким образом, государство уйдет с алкогольного рынка, дав частникам полный  карт-бланш.

 

Стоит отметить, что желание правительства распрощаться с активами затронуло даже объекты спортивной инфраструктуры и типографии. Дальше – уже некуда. Соотношение между частным и государственным капиталом в Украине может достигнуть уже просто неприличной отметки. Страдают от этого не только рабочие, теряющие соцзащиту, но и государство в целом, превращающееся в одну большую монополию десяти богачей.

 

За рубежом уже давно разработан механизм взвешенной и рациональной приватизации. Главные критерии в этом вопросе – оптимизация управления и наполнение бюджета. Государство заинтересовано в том, чтобы дать второе дыхание предприятиям, находящимся в депрессивном состоянии. Это нормально. Поэтому разрабатывается целый ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют не только порядок приватизации, но и послеприватизационное развитие. Например, во Франции государство сохраняет свою долю в пакете акций ключевых крупных предприятий, используя ее для коррекции частного произвола. Французское правительство традиционно настаивает на создании совместных предприятий с инвесторами, а не на примитивной продаже «с молотка». Так инвестор получает налоговые льготы и другие привилегии, а государство – возможность влиять на ситуацию. Настоящим цербером для частников является и правительство Великобритании, которое не только возлагает на покупателя госсобственности социальные обязательства, а еще и осуществляет прямой контроль над ценами, защищая интересы потребителей. Не менее скрупулезны и правительства таких стран как Италия и Испания. В ходе приватизации власть там позаботилась о так называемой «золотой акции», которой владеет государство в стратегических предприятиях. Это своеобразная «красная кнопка» безопасности: если инвестор что-то делает не так, у власти всегда есть страховка.

 

Есть и негативные примеры – Аргентина, которая в 90-е годы продала более 90% госсобственности, полностью дистанцировавшись от контроля за их управлением. В результате эта страна дошла до социальной катастрофы и через несколько лет объявила дефолт.

 

Украина сейчас движется в том же направлении. Развитые страны начинают приватизацию с разработки прозрачной методики аукционов. В Украине буквально в прошлом году такой гигант как «Укртелеком», являющийся лидером на рынки связи, был продан единственному участнику торгов – остальным банально не дали возможности подать заявку. Так будет и сейчас – наиболее сочные активы будут продаваться заведомо известным людям. Никакой конкуренции.

 

Существует миф, что в Украине приватизируются лишь нерентабельные предприятия. Во многих европейских странах так и происходит, продают то, что уже не поддается государственной реабилитации. Так, в Италии приватизация таких объектов как IRI (Индустриальное реконструкционное агентство), NI (энергетическая группа) и NL (электрическая компания) была обусловлена именно желанием сократить государственные расходы на их содержание. В Украине же выставленные на продажу предприятия либо довели до банкротства искусственным путем, либо умалчивают об их реальной рентабельности. Вот, например, шесть самых успешных госпредприятий: Одесский припортовой завод, харьковский «Турбоатом», севастопольский завод «Фиолент», змиевский завод «Маяк», киевские заводы «Меридиан» и научно-технический комплекс «Электронприбор». Все они, так или иначе, фигурируют в приватизационных планах правительства. Давайте поднимем статистику. В прошлом году они дали доход в 6 млрд. грн. В казначейство поступили от госпредприятий дивиденды на сумму, превышающую 600 млн. грн. (план перевыполнен в четыре раза), уплачено налогов более 400 млн. грн. Нам же искусственно навязывают миф об убыточности стратегических объектов по аналогии с печально известной «Криворожсталью».

 

Еще интереснее, как распределятся полученные деньги. В Италии, например, в ходе активной фазы приватизации было выручено около 35 млрд. долл. – большая часть из них направлена на погашение дефицита бюджета и внешнего долга. Результат: погашение государственного долга и сокращение бюджетного дефицита с 7,4% от ВВП до 3%. Рядовые итальянцы получили возможность пользоваться плодами обновленной экономической модели, а вырученные деньги позволили оперативно провести необходимые реформы. Ой, не уверен, что даже те искусственно заниженные суммы, которые получит Украина в ближайшие два года, пойдут на решение глобальных экономических вопросов.

 

Украина продолжает оставаться варварской страной. Только здесь, как на той же «Криворожстали», возможно сокращение 20 тысяч рабочих мест, вместо их расширения и повышения заработной платы. Только здесь возможны закрытые тендеры и рейдерские захваты. Лишь здесь государству плевать на собственных граждан. Этот комплекс проблем решается далеко не одним днем. Приватизация – лишь вершина айсберга, побочный эффект и показатель того, насколько мы деградировали как страна за последние двадцать лет. Вот только трагизм ситуации заключается в том, что когда мы выйдем из либерального угара, в этой стране уже ничего не останется, кроме руин, образовавшихся после доведенных до банкротства предприятий, которые когда-то строились на костях наших предков.

 

Виталий ФИЛИППОВСКИЙ, политический аналитик