Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » «Мы все учились понемногу…»

«Мы все учились понемногу…»

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

«Мы все учились понемногу…» Человеку в жизни нужно прочитать десять книг. А чтобы узнать каких, для этого нужно прочитать тысячи. Народная мудрость 

 

На вопрос, зачем поступать в институт, как варианты ответа можно услышать: чтобы поменьше вкалывать, чтобы подружиться с нужными людьми, да и престижно (хотя на самом деле престижно иметь профессиональные знания и компетенцию) высшее образование. Вот так сегодня получение знаний рассматривается с позиции личной выгоды. Диплом о высшем образовании воспринимается как некая страховка от социальных потрясений.

Немудрено, что большинство выпускников средних украинских школ продолжают обучение в вузах. Наша система высшего образования составляет на сегодня 340 вузов III–IV уровня аккредитации (университеты, академии, институты) и 460 вузов I–II – техникумы, колледжи.

В советское время в Украине насчитывалось 150 вузов, а техникумы в систему высшего образования не включались. За годы независимости количество высших учебных заведений увеличилось более чем в два раза с целью организовывать подготовку специалистов, которых ранее готовили в вузах других союзных республик. Молодое государство нуждалось в большем количестве профессионалов «госсектора» – юристов, дипломатов, кадровых чиновников. С повышением технологий производства появлялись новые профессии и специальности – в сфере производства продуктов питания, телекоммуникаций, компьютерных технологий, организации производства, общественных коммуникаций.

Благодаря развитию частного капитала появились приватные вузы. Сегодня их 96, где учатся 158 тысяч студентов. С одной стороны, это позитив: экономика получает специалистов, при этом государство как бы экономит деньги на их подготовку. С другой – такие коммерческие образовательные структуры нацелены на получение прибыли, а значит на высокие показатели приема и выпуска.

 

Процесс создания новых вузов государственной и коммунальной форм собственности проходил без глубокого научно-аналитического обоснования, то есть не основывался на реальных возможностях бюджета. Хотя относительный объем бюджетных расходов на систему высшего образования увеличивается (в 2013 году на это было выделено 2,1% ВВП, а в 2000-м выделялось всего 1,3%, в 2005-м – 1,8%). Однако из-за стремительного увеличения количества вузов объем поступающих денег на «микроуровне» практически уменьшался. Государство выделяло финансирование всем вузам подряд, а также закрывало глаза на откровенные нарушения в отдельных «заведениях». Как следствие, вузы не имеют нормального бюджетного финансирования, стремятся сократить расходы, в том числе на науку, закупку учебников, обновление лабораторной базы. Многие из них не имеют и надлежащего кадрового потенциала.

 

Главный побочный эффект этих процессов – огромное количество выпускников, специалистов с высшим образованием, которые не могут найти себе работу по специальности. В 2013 г. направления на работу получили 156 тысяч выпускников – 27,2% от общего количества. Получается, налогоплательщики оплатили некий результат (подготовку специалистов), в котором государство и общество не нуждалось. По сути, речь идет о нецелевом расходовании бюджетных средств.

 

Большое количество вузов может быть оправдано, если они нацелены на подготовку иностранных граждан. Согласно закону, вузы могут экспортировать образовательные услуги, это помогает наполнить бюджет. Но в Украине обучающихся иностранцев всего лишь около 53 тысячи. Это и немудрено, так как диплом украинского вуза признается в немногих странах.

 

У украинского рынка услуг в сфере высшего образования накопилось немало проблем, разрешение которых под большим вопросом. Перечислим главные.

Во-первых, многие иностранные вузы открывают в Украине свои филиалы, и при этом отечественные абитуриенты охотно подают туда документы, поскольку получают два диплома – украинского образца и иностранного. Парадокс: украинские вузы открыть свои филиалы за рубежом не могут, так как им запрещено заниматься предпринимательской деятельностью и легально проводить валютные операции.

Во-вторых, многие выпускники средних школ нацелены на получение высшего образования за рубежом. Учеба в таком вузе стоит дешевле, а полученный по его окончании диплом открывает доступ к работе в любой европейской стране.

 

В-третьих, грядущая децентрализация. Сейчас заказ на подготовку специалистов с высшим образованием формирует в основном государство. Оно раздает госзаказ и столичным, и региональным вузам. После реформы заказ будут формировать местные органы власти, исходя из потребностей и возможностей региональных бюджетов.

Чем мотивировано желание чиновников сохранять раздутую сеть высших учебных заведений? Прежде всего, наверное, нежеланием проводить непопулярные реформы и сопротивление ректоров, большинство которых имеют высокие академические звания и пользуются незыблемым авторитетом. Однако экономические реалии возьмут верх, и в украинской системе высшего образования грядут большие потрясения.

А ведь сегодняшняя жизнь подтверждает, что работодателю не нужны ваши знания. Ему нужны ваши конкретные умения. Вот, например, в Швеции специалистов с высшим образованием – примерно треть от общего числа занятых. Однако эта страна признанный мировой лидер в области высоких технологий, эффективности производства, инновационного потенциала. Здесь проходят церемонии вручения Нобелевских премий, а авторитет шведской академии наук непререкаем. В чем подвох? Огромное количество должностей и профессий не требуют высшего образования. Например, человек хочет сделать карьеру банкира. Окончил курсы – пришел работать операционистом. Прошел недельный тренинг – перевели на работу кассиром. Еще подучился – стал контролером. Продолжил курсы – взяли специалистом в кредитный отдел. Даже многие руководители филиалов банков не имеют так называемого базового высшего образования, зато они компетентные специалисты именно в своей области.

 

Вспомним Пушкина, Маяковского, Толстого, Есенина или Высоцкого – они не оканчивали литинститута, а Ломоносов не учился в химическом институте, также как и Менделеев. Трижды Герой соцтруда Яков Зельдович – академик, доктор наук, не имел высшего образования. Мичурин и Циолковский – также «самородки». А Эйнштейн вообще считал, что понимать мир ему мешают полученные в институте знания. Поэтому важен больше не диплом, а именно процесс изучения чего-то.

 

Ну а с экономической точки зрения получать образование выгодно лишь в том случае, если понесенные расходы (инвестиции) можно окупить.

Наталья ЕРМАКОВА 

 

По теме: