Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Психолог рассказала о том как победить зависимость

Психолог рассказала о том как победить зависимость

Категорія: Суспільство, Здоров'я

Психолог рассказала о том как победить зависимость О том, что такое зависимости, какие факторы влияют на их возникновение, как не попасть в ловушку таких болезненных состояний как наркомания, лудомания, алкоголизм, как с этими проблемами бороться, как помочь людям с зависимостью, рассказала практический психолог, сертифицированный арт-терапевт Оксана Онопко.


Так что же такое зависимость?

Если говорить о том, что такое зависимость в целом, то очень много определений. В основном речь идет о непреодолимом навязчивом желании употребить химическое вещество. Но я хочу сказать о самом главном – это болезнь. И если это заболевание, то ее можно лечить. Хотя, если зависимому человеку сказать, что он болен, то он решит, что может ничего не делать, потому что он болен. Человек попадает в болезненное состояние, в некую жертвенную позицию, у него и так много бессилия, чувства вины. Болезнь на самом деле очень сложна тем, что ее нельзя вылечить только одной таблеткой, потому что она касается четырех важных жизненных сфер человека, которые ее, по сути, разрушают.


Одна из этих сфер – физиологическая или физическая. Это означает, что у зависимого человека в первую очередь страдают сердечно-сосудистая система, психика, клетки мозга, печень, кишечно-желудочная система. Можно сказать, разрушается весь организм. Вторая сфера – социальная. Это значит, что человек деградирует как социальную единицу.

 

Самая маленькая социальная группа – это семья, в которой живет зависимый человек, и прежде всего проблемы начинаются в отношениях с женой, с детьми или с родителями. Вторая социальная группа – это работа, то есть человека очень часто на второй стадии зависимости выгоняют с работы или он и сам не ходит. Потому что идеей номер один и ценностью номер один у нее есть – и все. То есть нормальные человеческие ценности сходят на нет.

 

Третья сфера – духовная. Медики не очень признают, что в этой болезни духовная область играет большую роль. Но я хочу сказать, что это очень важно. Что такое духовность? Это не только о религии и не только о вере, хотя очень часто случается такой парадокс, что именно наркоманы, алкоголики, отсидевшие по два раза в тюрьмах, от кого отказались родные, друзья – это люди, которые действительно остались совсем сами в этом мире. Они выходят из тюрем и уходят в центры реабилитации религиозного толка и именно там выздоравливают. Потому что именно вера становится для них единственным спасением, у них единственная надежда на Бога. Поэтому я за то, чтобы зависимые люди развивались духовно. Духовность – это о том, насколько я умею радоваться ежедневным утехам, насколько я сегодня лучше, чем был вчера. Не каждый имеет способность встать утром и радоваться тапочкам, что они у него есть, что есть вода, и даже горячая. То есть нам каждый день чему радоваться, а зависимые люди либо потеряли эту способность, либо не имели ее.

 

 

Четвертая область – психологическая. Я считаю, что это самая главная сфера, потому что именно по психологической культуре, по эмоциональному интеллекту, по психологическим аспектам у человека и формируется зависимость.

 

 

Куда обращаться за помощью?

В первую очередь нужно обращаться в наркологию, потому что там и с наркологом нужно работать. В Украине сей час много организаций, которые проводят консультирование людей, нуждающихся в помощи а также лечат их. Популярны центры реабилитации. Главное – начать действовать, сделать первый шаг, потому что слова здесь не помогают, нужны конкретные действия.


Какие факторы влияют на возникновение зависимости?

Мне хочется назвать факторы, на которые нужно обратить внимание и раньше, не тогда, когда сформирована зависимость, а когда дети еще маленькие, потому что действительно зависимость формируется еще в детстве, а возможно, даже еще раньше. Если глубоко копнуть, то мы можем говорить об одном из факторов – это наследственность. Этот фактор не является выдающимся, но он важен. То есть, если у ребенка в семье есть зависимый отец или мать, он в группе риска и вероятность того, что может стать зависимым, растет в разы. Если у обоих родителей есть зависимость, то, соответственно, этот процент еще больше растет.


Также таким фактором является насилие в семье – будь то физическое или психологическое. Это и чрезмерная опека над ребёнком. Работаю с людьми и понимаю: когда поставить на вес чрезмерную опеку и безразличие родителей, когда ребенок воспитывается на улице – не знаю, что хуже. Обычно родители думают, что ребенок будет счастлив, если будет иметь то, чего не имели они, прежде всего в материальном плане. Поэтому с этой картинкой мира, с этим видением люди идут на три работы, работают для того, чтобы, если логично подумать, их ребенок в это время воспитывался за компьютером, на улице или непонятно кем, и затем дать этой невоспитанной или воспитанной непонятно кем ребенку деньги.


Или наоборот – компенсируют какими-то материальными благами нехватку внимания к своему ребенку?

Как вариант. Но очень редко мама или папа это осознают. Они считают, что должны это дать и тем самым доказать свою любовь. Как тогда ребенок понимает жизнь? Что это какое-нибудь удовольствие, которое можно получить за счет денег, за счет какой-то игрушки. Но на самом деле мы живем, чтобы испытывать те или иные удовольствия. Мы ходим на работу, чтобы испытывать какое-то удовольствие, ездим на отдых, чтобы что-то переживать, ставим себе цели, чтобы в результате испытывать какие-то конкретные ощущения. И вот этот ребенок ходит сам по себе и единственное его удовольствие или взаимодействие с родителями только через материальные блага.


То есть можно сказать, что для ребенка главное – родительское принятие?

Принятие – это одна из составляющих, которых очень много. Важно вообще принимать ребенка таким, как он есть, поддерживать.


Но дети разные, кто-то сложный, а кто-то вежливый. Как быть родителям? Как поступать так, чтобы и не пережать в какой-то момент, и давать достаточно свободы для принятия решений?

 

Слово «управлять» – это уже о каком-то насилии. Задача воспитания – помочь ребенку жить без нас. И этот процесс, пока ребенок маленький – помогать и направлять, быть рядом – должен быть счастлив для ребенка. То есть она должна всегда чувствовать себя в безопасности, знать, что ее поддержат, что с ней рядом всегда родители, которые ее любят, понимают, принимают и здесь «управлять» – слово такое, это способ манипулировать. Родители манипулируют детьми и учат их манипулировать собой. И это длится всю жизнь.

 

Есть родители, которые готовы быть как партнеры со своими детьми, а есть те, которые сами выбирают позицию ребенка.

Дело в том, что все же нужно помнить о тех ролях, которые люди должны играть в семье. Ребёнок должен быть ребенком, а родители должны быть родителями. Каждый, играя свою роль, должен быть на своем месте и чувствовать себя счастливым в безопасности. Должно быть доверие.

 

Когда здоровый климат в семье, когда все на своих местах, эта беда ее затронуть не может?

А здесь нужно определить, где эта мерка, что значит – на своем месте. Потому что, на первый взгляд, казалось бы, хорошие родители, например, мама – учительница, отец – директор завода, все должно быть хорошо. Но это внешние факторы, которые видны людям со стороны. Но что происходит внутри ребенка? Я вам хочу сказать, что дети именно учителей, судей, то есть людей, управляющих другими, тоже есть в зоне риска. Так что если семья на первый взгляд хорошая – это не показатель. Потому что, если выяснять, откуда начинается формирование зависимости, мы можем говорить, что оно начинается с неблагополучных психологически семей. Это о том, что, как я уже говорила, ребенок не чувствует себя в безопасности, есть наследственность, есть насилие, есть гиперопека или недостаточно любви.

 

Очень важна тема границ, потому что зависимые люди не чувствуют границ других людей, а другие тоже не чувствуют их границ. То есть в этих семьях эти границы нарушены и люди не очень знают свои роли. Важна и сепарация, которая происходит еще с момента зачатия, потом перерезали пуповину, затем в трехлетнем возрасте начинается период «Я сам», потом ребенок идет в садик, в школу, входит в подростковый период и так далее. Вот с этого момента очень интересно, потому что, по закону, с 14-летнего возраста ребенок должен отвечать за свои действия и поступки, но, к сожалению, так не происходит. Я веду к тому, что этот сепарационный процесс подросткового возраста обычно не учащается. На консультацию приходят взрослые 40-летние мужчины чуть ли не за руку с мамой, что свидетельствует о том, что он не сепарировался, а застрял где-то в этом периоде.

 

Зависимые люди обычно инфантильны, безответственны и не сформированы как личности. Поэтому родителям нужно помнить, что важно своих детей только поддерживать и быть рядом, чтобы они в этот сепарационный период делали то, что должны делать. Подростковый возраст – очень важный, потому что именно тогда ребенок заявляет о себе своим поведением, беспорядком в комнате, пирсингом. Родители приходят с таким запросом, что подросток неуправляемый, я сразу понимаю, с чем мне работать. Твоя задача, мама, не управлять им, а слышать его.


В подростковом возрасте мама отходит на задний план, а большее влияние оказывает социум, в котором находится ребенок. Это школа, кружки, секции, тренеры, улица. Бывает такое, правда?

 

Бывает, и это абсолютно нормально, это естественно в таком возрасте и очень хорошо было бы, чтобы мамы это понимали. А что происходит с мамой? Она привыкает иметь занятие себе с детьми, она вся в ребенке, а здесь ребенок удаляется – и он не понимает, что происходит. Мама действительно привыкла контролировать, чтобы все было, как она сказала, а тут ребенок заявляет о том, что она тоже есть, что хочет вырваться из-под ее крыла. И важно дать ребенку попробовать, пытаться понять. Любящие родители дадут детям возможность спотыкаться, падать, это совершенно нормально.

 

Важно знать, что зависимость – это хроническая болезнь, неизлечимая, прогрессирующая, рецидивирующая, но поддающаяся лечению. Вот такой парадокс. Такую болезнь сравнима с сахарным диабетом, то есть она навсегда. Зависящим и их родственникам нужно знать, что если люди решили завязать с этим, они должны осознавать, что нужно перестать употреблять или играть навсегда, потому что эту болезнь можно только прекратить. То есть в то время, когда не употребляешь, ты считаешься здоровым человеком. Как только ты выпиваешь один бокал или выкуриваешь одну сигарету марихуаны, или делаешь одну ставку на спорт, если говорить о лудоманах, все начинается по кругу. Есть такая иллюзия и очень часто зависимые мечтают, что снова попробуют, мол, а можно мне пива, ну хоть в праздник? Нет, нельзя. Есть такое научно доказанное мнение, которое я придерживаюсь, что с детства родители должны рассказать ребенку, что такое плохо, а что такое хорошо. Если выпивка – это плохо, наркотики – это плохо, играть в азартные игры – плохо, то это должно заложиться в семье, об этом должны говорить на постоянной основе и не садиться пить с детьми вместе.

 

 

 

Еще один маленький нюанс. Когда родители сидят на каком-нибудь застолье, тогда ребенку маленькому все можно: компьютер – сколько хочешь, шоколадку, которая лежит на шкафу, игрушки. Малыш это воспринимает так: когда сидят и пьют, это очень хорошо. У него уже формируется видение о том, что выпивка – это очень хорошо, что мама тогда веселая и все очень хорошо в доме. Поэтому с детства нужно об этом с детьми говорить, говорить, что это плохо, и этому следовать.

 

 

Если ребенок один раз попробовал, уже можно сказать, что у него будет зависимость?

Можно. Очень часто зависимость формируется из одной кожаной папиросы марихуаны. Все зависит от того, понравилось или нет. Если впервые понравилось, то ребенок может снова захотеть пойти туда. Но если, как я сказала, она знает, что такое хорошо, что такое плохо, и это у нее заложено с детства, дома комфортная ситуация и у ребенка мама с папой авторитеты, есть доверие, его принимают, он об этом может поговорить, я думаю, что этот ребенок редко когда уйдет в такие компании, тем более он может сказать «Нет». Здесь речь идет о вопросах границ, потому что это об умении говорить в первую очередь «Да» или «Нет». Если человек сам говорит "Нет" наркотику, игре или выпивке, он легко это может говорить другим, обычно он даже не будет дружить с такими людьми.


Мы же не выбираем, в какой коллектив попадет ребенок, а там, например, есть курящий, выпивающий лидер, всех за собой тянет. Если человек сильный, имеет стержень, поддержку со стороны родителей, то он на это не пойдет, как вы говорите.

 

 

Знаете, если есть внутренняя уверенность, что мне это не нужно, то здесь не нужно даже усилия прилагать, ты легко будешь говорить «Нет».

 

 

Всегда ли зависимые люди понимают, что у них эта зависимость?

Конечно, нет, это называется отрицанием. Обычно люди начинают употреблять потому, что их не устраивает их трезвая жизнь и они ищут что-то такое, куда бы они от этого спрятались – выпивку или игру. По сути, подход в лечении одинаков и к наркозависимым, и к игроманам, и к алкоголикам. Поэтому можно говорить о том, что человек ищет что-то, куда он спрятался бы от этого мира, который его не устраивает, ведь обычно это люди инфантильные, безответственные и то, что для других задача, которую нужно решить, для таких людей становится проблемой.


Обычно это очень одинокие люди. Хотя одиночество тоже можно рассматривать по-разному. Это может быть уединение, когда хочется побыть наедине с собой, наслаждаться, делать те вещи, которые тебе приятны, потому что человек сам в мир приходит и сам отсюда уходит. То есть задачей является научиться быть счастливым независимо от того, есть у тебя другие люди или нет. Когда зависимость формируется, такие люди не признают этого и говорят, что в любой момент могут покинуть, хотя не пробовали. И им нужно в это верить, потому что для них процесс применения и время применения становится комфортной зоной и из нее выходить всегда дискомфортно, сложно. Потому признавать проблему им, скажем, невыгодно. Ведь признать – значит что-то с этим поделать. Пока человек не признает, что зависим, не с чем работать.

 

 

Как можно определить, зависим человек или нет?

Чем игрок отличается от игромана? Игрок берет деньги и идет играть, чтобы их проиграть. Игроман идет для того, чтобы их выиграть. В этом его навязчивость, его идея, у него маниакальная уверенность, что он там может заработать. Мы знаем, как там все устроено, а у человека появляется чувство мести, что он должен отыграться и в этот день сегодня. Если говорить о зависимости, то очень велик процент суицидальных последствий имеют лудоманы. Потому что они очень редко признают свою зависимость. Это самая сложная категория, с которой я работаю. Это люди, обычно имеющие гордыню, они очень самоуверенные, у них есть иллюзорная уверенность в том, что они самые умные и могут перехитрить всю систему, пойти выиграть и все будет хорошо.


Хочу сказать о том, что зависимость – это семейная болезнь. Болеет вся семья, и у родителей или у женщины или мужчины те же симптомы. Но самое важное, что каждый из членов семьи должен отвечать только за себя, не брать ответственности за зависимого. Он должен понять, что болезнь в нем, а созависимость родных – у них. Выход есть, это лечится, есть реабилитационные центры, только нужно очень грамотно подобрать их, есть амбулаторные программы. Очень часто люди выбирают смерть сознательно или бессознательно.