Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Зима близко: Опыт прошлого года и подготовка украинского ритейла в холодам 2023-2024 гг.

Зима близко: Опыт прошлого года и подготовка украинского ритейла в холодам 2023-2024 гг.

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Гроші

Зима близко: Опыт прошлого года и подготовка украинского ритейла в холодам 2023-2024 гг. Прошлая зима в Украине на фоне ракетного террора россии была действительно сложной. Прогнозы на предстоящий холодный сезон весьма противоречивы: с одной стороны энергетики и силы противовоздушной обороны подготовлены лучше, с другой — полностью восстановить поврежденную инфраструктуру за это время не удалось, а планы врага, похоже, не изменились. Директора торговых и торгово-развлекательных центров, а также представители ритейла, в том числе харьковской сети «КЛАСС», которая физически находится достаточно близко к россии и линии фронта, прорабатывают разные сценарии на предстоящий отопительный сезон 2023-2024 годов. Также они учитывают прошлый опыт и трудности, с которыми ранее столкнулись.

 

В этом материале мы расскажем, как о подготовке к зиме, так и о текущих экономических реалиях и прогнозах для украинского ритейла. Ведь с одной стороны необходимо пережить очередной сложный период, а с другой — трезво оценивать общие перспективы для бизнеса. Спойлер — в вопросе экономики в сфере торговли Украины все если не хорошо, то, как минимум, оптимистично.

 

Товарооборот растет, ставки аренды — тоже

Хоть очередную зиму в условиях полномасштабной войны в Украине снова ждут с опасением, экономическая ситуация в очередной раз подтверждает, то наш ритейл — очень крепкий и готовый адаптироваться к самым разным условиям функционирования. По мнению экспертов из Colliers Ukraine, в данном аспекте весьма показательна ситуация с товарооборотом у многих розничных ритейлеров, арендующих площади в различных ТЦ и ТРЦ страны.

 

Так, например, рост показателей продаж в первом полугодии 2023 года отмечают все столичные торговые объекты без исключения. Аналогичные тенденции характерны для областных центров на западе и в центре Украины, других крупных городов, включая Днепр и Харьков, отмечают представители сети «КЛАСС». Конечно же, ситуация неоднородна: одни арендаторы торговых площадей чувствуют себя лучше, другие — чуть хуже. По данным экспертов, прирост товарооборота отмечают компании, реализующие одежду и спортивные товары. Традиционно оплотом стабильности экономики выступают продуктовые магазины, супермаркеты и аптеки, так как продают товары первой необходимости.

 

Прирост продаж, хоть и не столь большой, есть даже у ритейлеров в сегменте электроники и бытовой техники. Если в 2022-м году позитивные изменения для этих игроков рынка были связаны с миграцией украинцев, то сегодня причины другие — скорее связанные с ростом покупательной способности клиентов или же новыми потребностями. Год назад люди брали для нового жилья и удаленной работы только самое необходимое, а сейчас — пытаются еще лучше обустраивать быт, повышать комфорт и уровень уюта.

 

Отдельные ритейлеры чувствуют себя все еще достаточно плохо. Это прежде всего продавцы премиум-товаров и классической одежды (деловых костюмов, например). Но тенденция на снижение спроса на последнюю товарную категорию связана не только с большой войной, а и с коронавирусной пандемией.

 

Подтверждением стабилизации экономической ситуации в украинском ритейле является и то, что практика скидок на аренду торговых площадей постепенно уходит в прошлое. Да, есть арендаторы, которые индивидуально договорились о дисконте с ТЦ и ТРЦ. Условные продавцы премиум-товаров или тех же деловых костюмов объективно все еще нуждаются в скидках. Поэтому подобная практика сохраняется и в столице, и во многих других городах Украины, отмечают в харьковской сети «КЛАСС». 

 

Но на середину 2023 года большинство ритейлеров не нуждается в дисконтах, которые требовались ранее. А альтернативные схемы сотрудничества в виде минимальной фиксированной аренды и % от оборота им могут быть даже менее выгодны, чем довоенные условия. 

 

В настоящее время для новых сделок арендаторов с ТЦ и ТРЦ нередко применяется практика ступенчатой аренды (step rent). Она предполагает более лояльные условия в первые месяцы с выходом на стандартную ставку через несколько этапов повышения. Так, если до войны базовая арендная плата в столице составляла условные 40-60 долларов за квадратный метр, то по step rent сегодня сначала могут предложить 25-35, а затем выйти на те же 45-55 долларов. В любом случае арендодатели торговых площадей, как правило, открыты к переговорному процессу и редко демонстрируют категоричность в аспекте финансовых запросов/ожиданий.

 

С учетом всего вышесказанного можно утверждать, что главные вызовы для украинского ритейлера сейчас — именно военные, а с приближением холодов — это, конечно же, новые риски блэкаутов и ракетного террора со стороны врага.


Опыт прошлой зимы: уроки над ошибками

Главное преимущество для украинцев в целом и ритейла в частности относительно предстоящей зимы заключается в том, что уже есть прошлогодний опыт. В общих чертах имеется понимание, чего можно ждать, каких ошибок, допущенных тогда, можно избежать и т.д. Это в действительности плюс, ведь прошлой осенью мы попросту не верили, что будет террор в отношении энергетической инфраструктуры, а теперь никаких заблуждений на данный счет нет, отмечают в сети «КЛАСС».

 

Кроме того, уже закупленные средства резервного энергообеспечения (прежде всего генераторы) никуда не делись, они есть в распоряжении как ТЦ, так и отдельных ритейлеров — магазинов, супермаркетов и т.д. Плюс летом и даже сейчас все еще есть время докупить необходимое по адекватным ценам — без переплат.

 

Вместе с тем, нужно учитывать прошлогодние операционные трудности. Одна из не самых очевидных, про которую обычно не говорят — это неготовность бизнеса (арендаторов торговых площадей) платить более высокую цену за электроэнергию, полученную от генератора. Чаще всего руководство ТЦ и ТРЦ сталкивается со следующей ситуацией — одни арендаторы готовы доплачивать за электричество от генератора, а другие — категорически нет. В условиях форс-мажора — аварийного, а не планового отключения — в прошлом году резервно питать только «согласных» — сложно. А распределить компенсацию расходов только между частью арендаторов — совсем не честно. 

 

Сегодня ситуация чуть более контролируемая. Владельцы ТЦ и ТРЦ могут заранее подготовить договора по компенсации, то есть перевести необходимость доплаты за электричество от генератора в юридическое поле. А тем, кто не подписывает эти дополнительные соглашения, просто не давать это самое резервное энергообеспечение. Правда, технически подобная возможность есть не всегда.

 

Еще одна потенциальная сложность для ритейлеров в условиях блэкаутов и/или плановых отключений света — это кадровый вопрос. Нужны специалисты, которые будут обслуживать оборудование аварийного питания. Также неизбежны ситуации, когда отдельные генераторы ломаются и требуют ремонта. Зимой 2022-2023 года это было большой проблемой, сейчас, как отмечают в сети «КЛАСС» есть возможность наладить контакты со специалистами заранее и быть готовыми даже к подобным нежелательным форс-мажорам. 


Купили еще той зимой, добавили необходимое — летом

Чуть более оптимистично смотреть ритейлу в Украине на предстоящие холода позволяет то, что материально-техническую подготовку ответственные игроки уже сделали и имели куда больше времени на это, чем годом ранее. Многие ТЦ и ТРЦ были не готовы к длительным отключениям в 2022 году. В результате экстренные закупки с серьезными переплатами приходилось делать в декабре или уже январе 2023 года. На полную мощность многие торговые объекты вовсе не работали, снижая нагрузку по вентиляции, другим «потребителям». Плюс отдельные якорные арендодатели — в основном супермаркеты — вопросы по энергообеспечению закрывали самостоятельно — покупали свои генераторы.

 

Как отмечают в сети «КЛАСС» еще в начале зимы 2023 года торговой сеть разработала стратегический план по обеспечению энергетической устойчивости на этот и предстоящие периоды. Все его детали раскрывать не целесообразно, ведь в реалиях Харькова — это не совсем безопасно. Но риски блэкаутов уже учтены, меры по противодействию — тоже. Аналогичная работа проделана и другими ритейлерами, а также многими ТРЦ и ТЦ.

 

Некоторые торговых объекты уже закупили газ на весь отопительный сезон 2023-2024 годов, причем сделали это по летней цене, что действительно было выгодным капиталовложением. Тогда 1000 кубов стоили около 12 тысяч гривен, а сейчас практически в 2 раза дороже. Аналогично и с дополнительными генераторами и прочими системами резервного питания — летом они стоили ощутимо дешевле.

 

Многие ТРЦ и ТЦ также установили солнечные панели. Летом эта генерация порой даже позволяла зарабатывать на продаже избытка «зеленой» энергии. Зимой, когда эффективность данного источника энергии ниже, а световой день — короче, полной автономности это не даст, но, допустим, предотвратить критическое падение температур в случае форс-мажоров поможет.  

 

Отметим, что отдельные новые торговые объекты даже проектируются и возводятся в Украине с учетом риска энергетических трудностей. Самые предусмотрительные девелоперы закладывают оснащение генераторами и резервными линиями энергоснабжения ТЦ на этапе проектирования.


Чем больше площадь ТРЦ, тем сложнее обеспечить его полную автономность

Генераторы — это одно из главных решений для обеспечения работы ритейла в условиях аварийных отключений и блэкаута. Но на 100% они панацей быть не могут, в особенности если речь идет о больших торгово-развлекательных центрах с площадями под 30-40 тысяч квадратных метров и более. Здесь все описанные ранее сложности только усугубляются. Так, появляется больше несогласных платить за электричество от генератора, возникает вопрос с хранением топлива, что делать на территории ТРЦ небезопасно, плюс требуются специальные лицензии и т.д. Солнечные батареи можно поставить далеко не на каждой крыше, то есть дополнить генераторы бывает иногда физически нечем.

 

В связи с этим самые крупные торговые объекты являются более чувствительными к блэкаутам по умолчанию. Они могут резервно питать только самые критические системы, например, пожарную сигнализацию и часть освещения. С другой стороны на помощь могут (и должны) приходить отдельные арендаторы. Они способны экономить — перейти на светодиодные лампочки, покупать свои средства бесперебойного питания (в том числе зарядные станции, инверторы с аккумуляторами и т.д.). Подход отдельных магазинов, что якобы все должен сделать владелец ТЦ — это не совсем верно в условиях войны.

 

В любом случае нужно понимать, что ко всем вызовам войны заранее быть готовыми нельзя. Прорабатывать разные сценарии и иметь план действий — это хорошо и правильно, но даже самые дальновидные игроки рынка не застрахованы от того, что реальность окажется другой, считают в сети «КЛАСС». Помимо технической составляющей важно наладить работу между арендодателями и арендаторами. Без коммуникаций и совместного планирования действий на случай форс-мажора может быть действительно сложно. Но объединив усилия, зиму они точно переживут. Да, и как уже часто говорят в Украине: ничего справимся, уж лучше без света, чем с русскими.