Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Все, что нужно знать про тележки в супермаркетах: мелочей здесь нет

Все, что нужно знать про тележки в супермаркетах: мелочей здесь нет

Категорія: Суспільство, Гроші

Все, что нужно знать про тележки в супермаркетах: мелочей здесь нетТележки в супермаркете — вроде бы мелочь: якобы надо, чтобы они попросту имелись в достаточном количестве в торговом зале и все на этом. Но в действительности данное оборудование выступает довольно значимой частью покупательского пути. Как отмечают эксперты, именно с тележками в современных супермаркетах нередко связана львиная доля негативных отзывов клиентов. Кто-то жалуется на тяжесть и «кривую езду», кто-то недоволен сильным шумом и вибрациями, кто-то удручен, что в ней нет места для ребенка или домашнего питомца. 

 

Как отмечают в харьковской сети «КЛАСС», тележки также могут выступать дополнительной статьей расходов ритейлера. Они периодически ломаются, их иногда повреждают на парковке или вовсе воруют. Кроме того этим оборудованием пользуются и сотрудники ритейлера, применяя его для транспортировки и последующей выкладки товаров. В данном аспекте тележки выступают одним из факторов, влияющим на эффективность бизнес-процессов. В общем нюансов действительно немало и лучше постараться учесть их заблаговременно. Именно об этом и пойдет речь в нашем материале.

 

Критерии выбора тележек для супермаркета

Глобальной можно выделить два основных момента, которые нужно учесть при оснащении торговой сети (конкретного магазина) соответствующим оборудованием для транспортировки товаров. Первое — это стоимость, а точнее, как считают представители ритейлера «КЛАСС» — соотношение цены и качества. Второе — это соответствие тележек формату супермаркета.

 

Цена — довольно понятный фактор для всех. Оснащение магазина для ритейлера — это издержки, поэтому так или иначе нужен баланс между качеством и стоимостью. Традиционные металлические тележки являются достаточно надежными и долговечными, но они склонны к вибрациям (а значит и шуму), имеют большой вес, из-за чего менее маневренны. Пластиковые модели, как правило, лишены описанных выше недостатков, поэтому удобнее для покупателей, но стоят приблизительно в 2 раза дороже металлических моделей. Соответственно, дискаунтер, скорее всего, остановится на более доступных моделях. Успешные региональные и национальные сети в Украине, как правило, могут позволить себе пластиковые тележки, но не всегда переходят на них (об этом еще поговорим подробнее позже).

 

Помимо этого нужно понимать, что есть отечественное, китайское или европейское производство. Зачастую самое доступное оборудование предлагает Китай, а дорогое — Германия и другие страны. Сбалансированный вариант можно получить, если использовать комплектующие из Европы со сборкой в Поднебесной или даже в Украине. На практике все, как правило, упирается в бюджет на закупку. Но судя по опыту, иногда лучше доплатить, чтобы избежать негатива со стороны клиентов в адрес дешевых, но совсем не практичных и неудобных тележек.

 

Второй ключевой момент выбора — учет формата ритейлера и площади торгового зала. Огромные по вместительности тележки (под 200 литров и более), как правило, можно встретить в гипермаркетах. Для обычных супермаркетов такое оборудование чаще всего излишне. Тут достаточно небольших и средних по размеру тележек емкостью до 125 литров. Но уже для мини-маркетов и магазинов у дома и подобное оборудование порой становится слишком большим, а в узких проходах несколько клиентов попросту не разминутся. Поэтому здесь акцент обычно делается на корзины.

 

В любом случае, как отмечают в сети «КЛАСС» в Харькове, если при выборе тележек не учитывался формат магазина, то роста недовольства клиентов почти не избежать. На практике будет так, что посетители начинают отказываться от неудобных подручных средств, берут лишь то, что помещается в руках и, по возможности, в это место уже не возвращаются.

 

По мнению экспертов, от формата и площади продуктового магазина прямо зависит востребованность тележек и корзин. Но здесь надо учитывать куда больше факторов. Так, даже в гипермаркете в выходные дни чаще пользуются тележками (обычно речь идет про шопинг на всю предстоящую неделю), а в будние — корзины (люди в эти дни делают небольшие покупки). В типовых супермаркетах популярность этих средств переноски почти одинакова без привязки к дням недели (соотношение 50 на 50). Логично, что в мини-маркетах больше пользуются корзинами (от 75+ %), хотя если площадь торгового зала позволяет, то вовсе отказываться от тележек нельзя. Последние не будут лишними для тех клиентов, которые предпочитают делать закупки впрок.

 

Также стоит учитывать, что практически в 100% случаев в больших тележках заинтересованы крупно- и мелкооптовые покупатели, в том числе владельцы небольших магазинчиков (МАФов), заведений общественного питания и т.д. Они даже если делают ставку только на свежие продукты, то все равно совершают более крупные закупки, чем обычные клиенты (представители домохозяйств).


Как угодить с помощью тележек покупателям?

При выборе такого оборудования как тележки для супермаркета, ритейлер должен учесть многочисленные нюансы, влияющие на комфорт клиентов. Для начала стоит продумать различные покупательские сценарии и отталкиваться от них. Как отмечают в сети «КЛАСС», всегда надо помнить о достаточно большой клиентской аудитории — людях с детьми. Среди малышей много тех, кто любит самостоятельность и/или быстро устают от монотонного шопинга. В первом случае надо предлагать маленькие детские тележки (они обычно отличаются не только по размеру, но и по яркому оформлению), а во втором — тележки-машинки. Пока родители ищут и набирают нужные товары у ребенка происходит ролевая игра с вождением транспорта.

 

Для владельцев домашних питомцев также подходят специальные тележки с отсеками/зонами для них. А для пожилых людей рекомендуется оборудование с местом под корзину: последняя фиксируется так, что к ней не нужно наклоняться и ее не надо все время носить в руках.

 

Второй важный момент, который прямо влияет на удовлетворенность покупателей тележками — это маневренность. Управлять ими людям должно быть максимально легко. Хорошая тележка без проблем меняет направление движения, если клиент вспомнил о каком-то товаре и разворачивается на 90 или 180 градусов. А для часа пик важную роль имеет простота маневра объезда других покупателей. Почти каждый украинец может из опыта эксплуатации вспомнить тележки, которые данным критериям не отвечают. Но если раньше маневренные модели были редкость на фоне неповоротливых, то сейчас ситуация меняется к лучшему.

 

Нередко ритейлеры, которые знают о данной проблеме, создают очень детализированные техзадания на обновление оборудования, где прописывают разные качественные и функциональные параметры новых тележек.

 

Отметим, что покупателям больше нравится пользоваться моделями из пластика. Они при прочих равных условиях легче и более маневренны. Считается, что пластиковые тележки также привлекательнее внешне, хотя этот момент не играет определяющей роли. Вместе с тем большинство украинских ритейлеров убеждено, что металлические решения более надежные и долговечные, имеют большую грузоподъемность на фоне аналогов из пластика. Средний срок службы тележек из металла составляет 2 года и более, что превосходит возможности пластиковых вариаций.

 

Компромиссным вариантом, который может устроить и торговые сети, и подавляющее большинство клиентов, выглядит комбинированное оборудование. За высокую надежность тут отвечает металлическое основание, а за маневренность, легкость и приятный внешний вид — корзина из пластика. В плане стоимости такие тележки тоже можно назвать «золотой серединой», отмечают представители харьковской сети «КЛАСС».


Тележечные тренды: от заботы об экологии до новых функциональных особенностей

В Западной Европе и США все чаще можно встретить различное торговое оборудование, соответствующее принципам устойчивого развития. Например, тут не редкость корзины и тележки с переработанным пластиком в составе. В Украине во время полномасштабной войны предпосылок для реализации этого тренда пока немного. Но рано или поздно эко-тенденции найдут отображение и у нас, в том числе в материалах изготовления тележек. 

 

Второй актуальный тренд в аспекте оснащения супермаркетов тележками — это рост функциональности и удобства. Уже нормой стали модели, которые предусматривают дополнительные опции, в том числе сидушки для детворы. Также нередко встречаются решения с крючками, которые позволяют повесить сумки клиентов. К полезным моментам, добавляющим практичности, также относится наличие пластиковых ограничителей. С одной стороны они оберегают пользователей от травм, с другой — защищают стеллажи и товары от деформации и порчи (в результате случайных ударов).

 

Еще стоит выделить следующие полезные мелочи:

 

  • отсеки для зонирования и разделения покупок (позволяют отдалить при переноске, например, свежую выпечку от бытовой химии и т.д.);
  • более удобные эргономичные рукоятки для перемещения;
  • наличие держателей для стаканчиков или бутылок;
  • специальные увеличительные стекла (они полезны для людей с плохим зрением — позволяют рассмотреть мелкий шрифт на упаковке товаров). 

 

Постепенно развиваются здесь и технологии диджитализации. Пока что тележки, которые дополнены планшетами — это редкость. Но в перспективе их станет все больше и больше. С их помощью можно будет еще на этапе сбора товара сформировать счет и оплатить его на кассе или вообще онлайн — со смартфона.

 

Актуальный момент, о котором ритейлеры не слишком охотно рассказывают — это периодические случаи краж тележек. Проблема довольно актуальная, а процент воровства не становится меньше, а скорее даже растет. Допустим, металлические модели «угоняют» для того, чтобы затем сдать на металлолом. Но пластиковые тележки тоже воруют, ведь они могут быть удобны в быту, например, на придомовом или дачном участке. Кроме того модели из пластика тоже можно сдать в пунктах приема вторичного сырья (для переработки), то есть заработать также, как на металлоломе.

 

Отчасти комбинированные тележки тоже позволяют снизить риски воровства. Тут, чтобы сдать изделие на переработку и/или цветмет, не обойтись без дополнительного разбора с помощью специального инструмента. Трудоемкость процесса для любителей легкой наживы повышается, поэтому и общие показатели краж снижаются. Остаются только риски «угона» для бытового использования.  

 

Также для борьбы с воровством могут использоваться передовые технологии. Это может быть комбинация из встроенного GPS-датчика и системы блокировки колес. Если тележка покинет территорию магазина (и парковки), то сработает блокиратор, а дальше изделие придется нести в руках. Но внедрение таких систем требует дополнительных капиталовложений, которые сегодня могут позволить себе далеко не все украинские ритейлеры.

 

Как отмечают в сети «КЛАСС» из актуальных направлений совершенствования тележек в супермаркетах можно выделить увеличение доли комбинированных или пластиковых моделей с повышенной маневренностью, внедрение максимально практичных ручек, держателей для смартфона и других эргономичных деталей.