Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » «Новые лица», старые методы и сомнительные перспективы

«Новые лица», старые методы и сомнительные перспективы

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

«Новые лица», старые методы и сомнительные перспективыКак украинцам вместо политики предлагают спектакль и навязывают комплексы. 

 

 

Одним из главных итогов прошедшего политического сезона можно считать появление на политическом Олимпе новых проектов, которые поспешно примеряют на себя образ так называемых новых лиц. Речь идет о политических партиях Натальи Королевской «Украина, вперед!» и Виталия Кличко «Удар», которые буквально за год смогли нарастить рейтинг, позволяющий ворваться в будущий созыв Верховной Рады.  Вот только можно ли считать эти проекты реальной «третьей силой» и новыми лицами, или же карта, которую с помощью них разыгрывают, куда прозаичнее?


Спрос в Украине на новых политиков зрел давно: уже на президентских выборах было ясно, что эта электоральная ниша очень соблазнительная золотая жила, которая, правда, еще пока сама не до конца понимает, чего хочет. А в мутной воде, как известно… Вот и выловил Сергей Тигипко свои 13%, с хваткой опытного бизнесмена конвертировав их в должность вице-премьера и заместителя председателя Партии регионов. Наши люди привыкли наступать на одни и те же грабли дважды, такова уж славянская природа, и даже бизнес расчет Сергея Леонидовича не остудил необузданное народное желание созерцать на голубом экране «новые» политические силы и «новых» лидеров.

 

Проекты Королевской и Кличко в этом отношении идеальны. Политтехнологами и имиджмейкерами были тонко уловлены все нюансы народного спроса – молодость, амбициозность, узнаваемость – все это, при правильном медийном сопровождении, могло моментально превратиться в заманчивые политические рейтинги, обещающие пока еще спортсмену и экс-бютовке радужные парламентские перспективы. Уже сейчас можно смело говорить о том, что на народном спросе умело играют, решая более глобальные политические задачи. Увы, наш народ, пока упрямо отказывается снять розовые очки, отказавшись от образа матери-героини и отца-защитника в исполнении Королевской и Кличко.

 

Тимошенко offКоролевская on


Центробежные тенденции, начавшиеся в лагере БЮТ после заключения Юлии Тимошенко, не могли не привести к кадровым потерям. Другой вопрос, какого рода и качества оказались эти самые потери. Если бы мы имели дело лишь с уже традиционной для Украины  миграцией «тушек» – это был бы один вопрос. Партия Тимошенко на этом сама не прочь попиариться, мол, вот остались лишь герои нации. Но случилась еще и другая ситуация – вместе с Натальей Королевской откололась и весомая часть БЮТ. Целая партия УСДП вышла из блока Юлии Владимировны и реорганизовалась в собственный политический проект Королевской. Тогда это особо никто не воспринял всерьез, но сейчас, когда вчерашние бютовцы уже преодолевают 5% барьер, Турчинов и Ко осознают, каких дров наломали.

 

Определенная часть украинской политической элиты мастерски сыграла на лидерских амбициях Королевской, тем самым, кинув хороший кирпич в стан оппозиции. Операция «новые лица» стартовала, и уже буквально через несколько месяцев активной рекламной кампании, социологи констатировали уверенную рейтинговую динамику. Королевскую общество вполне воспринимает. Вопрос – почему?

 

На практике все очень просто. Приблизительно треть активного электората откровенно устала от выбора между двух зол и готова голосовать за альтернативные политические силы. Вот только с этими самыми силами у нас постоянный дефицит – раскрутка новых партий дело очень затратное. А тут появляется кандидат, который и денег не жалеет, и еще до боли напоминает многострадальную Юлию Владимировну.

 

Полное копирование имиджа Тимошенко – ключевой технологический ход, который смогла реализовать Королевская. Те же ассоциации с матерью-героиней, тот же блеск в глазах, тот же типаж лица. Это прямое подсознательное замещение, потерявшегося персонажа, которого априори хочется поддержать. А этот образ – прямая культивация комплексов, когда беспомощному народу предлагают выбрать нарисованную с помощью современных технологий «мать». Главное – больше и больше рекламы, чтобы поднять узнаваемость. Что и было сделано. В одночасье вся страна была увешана билбордами, а эфир заполонили предвыборные ролики, которые по стилистике как две капли воды напоминали рекламу леди Ю двухгодичной давности.

 

Те же пустые лозунги, то же отсутствие аргументационной базы. Штабисты Королевской прекрасно отдавали себе отчет в том, что для определенной части электората, которая хочет новых лиц, главным является как раз лицо. Эффект был закреплен не мене популистской кампанией «Народный список», когда людям создают иллюзию того, что именно они напрямую влияют на то, кто попадет в будущий парламент. Откровенным ляпом можно считать то, что в разгар этой акции на билбордах Королевской уже висела пятерка молодых людей, за которых граждане еще физически не успели проголосовать (!).

 

Другой вопрос, кто оплачивает банкет? Ведь не секрет, что такая массированная рекламная кампания стоит бешеных денег. Впрочем, зачем употреблять столь пафосные прилагательные, есть вполне конкретные цифры – 50-70 млн. долларов. Именно столько обходится маркетинговое счастье для политической партии. Так кто же тратит свои кровные доллары на торжество «новых лиц»? Эти вопросы ставятся Наталье Юрьевне практически в лоб уже давно. Сначала от ответа удавалось мастерски уходить, затем утверждалось, что это «малый и средний бизнес», в конце концов, Королевская решила заглушить эти разговоры обещанием дать полный отчет о финансировании уже после выборов в Верховную Раду.

 

В прессу же уже давно просачиваются имена таких крупных украинских бизнесменов как Ринат Ахметов и Виталий Гайдук, которые якобы финансово поддерживают партию «Украина, вперед!», и хоть Наталья Юрьевна все и отрицает, анализ ее жизненного пути указывает на несколько другое. Свою активную карьеру Королевская начала именно с бизнеса, в частности, в Луганске, где деловые отношение ее связывают с сыном одного из влиятельных регионалов. Не думаю, что взаимовыгодное освоение донбасских активов не отобразились на планах и обязательствах нашей героини. По крайней мере, в разгар президентской кампании 2004 года Королевская поддерживала Виктора Януковича. Но у народа, увы, короткая память.

 

Последним марш-броском Королевской, который стал настоящей «бомбой», оказалась вербовка в свои ряды легендарного футболиста Андрея Шевченко, что в очередной раз доказывает – реклама и перформенс, при полном отсутствии собственно политических идей – это все, чем хотят заманить нас в свои сети «новые лица».

 

Политика – спорт, а нардепы в ней спортсмены?


Старт политической карьеры известного отечественного боксера Виталия Кличко начался еще с киевских баталий с Леонидом Черновицким. За это время фракция Виталия в Киевсовете особыми достижениями похвастаться не может. Но ставка была сделана на общенациональный политический рывок. Так была создана партия с красноречивым и очень политическим названием – «Удар». Случай здесь еще более простой, чем с Натальей Королевской, Виталию Кличко не нужно было вкладывать деньги в рост популярности. Он занял нишу народного защитника и успешного человека, который, используя накопленный опыт жизни в западной Европе, как говориться, «знает, что делать».

 

Виталий Кличко, безусловно, светлое пятно на всем двадцатилетнем пути украинской независимости, и именно этим воспользовались его технологи. Народная симпатия за считанные месяцы превратилась в добрые 10% политического рейтинга. При этом ни команды, ни практичной и адекватной программы «Удар» представить так и не смог.

 

Зато ловко отобрал у оппозиции внушительный шмат электората, на что Арсений Петрович уже успел обидеться. Напомним, «Удар» стал единственной оппозиционной партией (кроме той же самой «Украина, вперед!»), которая отказалась от сотрудничества с объединенной оппозицией. Какие мотивы преследует при этом Кличко, остается загадкой, но то, что этим он серьезно уменьшает шансы оппозиции на победу – абсолютный факт.

 

Так же как и с Королевской неудобные намеки, связанные с финансированием предвыборной деятельности, постоянно преследуют и Виталия Кличко. Но здесь есть якобы рациональное объяснение – Кличко боксер, который сколотил целое состояние, став мировым чемпионом. Технологически очень грамотно – для подавляющего большинства электората «Удара» этого будет достаточно. Однако здравый смысл подсказывает два контраргумента. Во-первых, для конкурентной предвыборной кампании, которая разворачивается по всей стране, боксерских гонораров может и не хватить, какими космическими они бы не были. Во-вторых, не думаю, что даже самый альтруистичный человек готов тратить все свое состояние, заработанное на собственном здоровье, для достижения политических целей. Сам же Виталий открещивается от финансовых обязательств перед отечественными олигархами, в то время как злые языки недвусмысленно намекают на его дружеские отношения с Виктором Пинчуком.

 

Поэтому вполне приземленные технологические цели, которые мог бы выполнять проект Виталия Кличко, пока выглядят куда убедительнее предвыборных лозунгов о том, что «политика может быть честной».

 

Самое печальное во всей этой истории то, что удовлетворение спроса на новые лица в политике идет не снизу, а сверху. Народу предлагают всю ту же политическую «конфетку» только в новой, приятной с виду, «обертке». При этом методы, взявшиеся на вооружение, имеют отношение к чему угодно, но только не к самой политике, которая, при всей характерной для нее грязи, имеет вполне конкретные цели – решение государственных проблем посредством профессионализма и компетентности. Мы же, вместо ведения политической борьбы на этой плоскости, в очередной раз превращаем политику то в арену цирка, то в боксерский ринг, то в футбольное поле, играясь в то, что привлекательно выглядит и сладко на вкус. Так недолго и доиграться…

 

Источник Позиция

Виталий Филипповский, политический аналитик