«Жил был пес»: история советского шедевра
15 серпня 2012 12:19
Переглядів: 2575
Коментарів: 0
Надрукувати
Вы
помните это мультфильм? О приключениях постаревшего Пса и его спасителя
Волка. Спустя 30 лет после его создания взрослые и дети смотрят этот
мультфильм с удовольствием. Он радует глаз и поднимает настроение, а
фраза «Щас спою!» давно уже стала крылатой.
«Жил-был пес» – творение москвича Эдуарда Назарова, которое на сегодня считается лучшим воплощением украинской темы в анимации. Московский мультипликатор в коротком мультфильме передал украинский национальный колорит лучше кого бы то ни было из отечественных кинематографистов. История о дружбе волка и пса на фоне жизни крестьян украинского села стала своеобразной визитной карточкой как московского Союзмультфильма, так и Украины.
В этом году на Открытом фестивале анимационного кино в Суздале мультфильм стал первым в рейтинге 100 лучших российских мультфильмов за 100 лет, опередив знаменитые «Ну, погоди!» и «Ежик в тумане».
Очаровательная простота драматургии и рисунка и прекрасная запись актеров – вот в чем, по мнению Давида Черкасского, украинского анимационного режиссера, скрыт секрет успеха работы Назарова.
Село и звери
С литературными прототипами своего мультика Назаров познакомился в далеком послевоенном детстве, когда прочитал сказку «Ciрко» о собаке и его друге волке. Через 30 лет, будучи молодым художником-постановщиком на всесоюзной анимационной студии Союзмультфильм эта детская книжка вновь попалась ему в руки и он стал размышлять, какая жизнь была у волка и у пса, когда они были молоды. Ну и так постепенно-постепенно развернулись события.
В 1970-х аниматор регулярно гостил в городке Цюрупинске Херсонской области у своего армейского друга. Провинциальное местечко на самом деле выглядело как большое село, где можно было встретить и белые хаты, крытые камышом, и парней и девушек, поющих по вечерам на улице народные песни, «прямо как в старину». Это пришлось Назарову по душе и перекочевало в фильм.
Сконструировать в мультфильме украинское село режиссеру помогли и зарисовки, сделанные в Киевском этнографическом музее под открытым небом – знаменитом Пирогове. Походил Назаров и по львовским этнографическим музеям, где сделал наброски одежды, утвари, посуды и всяких мелочей.
Настоящей жемчужиной материала стала музыка, которую автор мультфильма раздобыл в 1980 году в Институте фольклора и этнографии Академии наук УССР. Сотрудники учреждения подарили Назарову большую магнитофонную катушку со старинными песнями, записанными этнографами в украинских селах.
Вынужденная сестра таланта
Поездки по Украине привели к тому, что материала у Назарова набиралось на анимационную ленту из двух частей общим хронометражом 15 минут.
– Я хотел больше рассказать зрителю, и многие сцены можно было вполне удлинить, однако тогдашний руководитель киностудии настоял на том, чтобы мультфильм вышел коротким, – говорит режиссер.
К слову, озвучивавшие главных героев звезды советского экрана актеры Георгий Бурков (пес) и Армен Джигарханян (волк) добавили ленте славы.
Собачья жизнь
История пса и волка изначально называлась «Собачья жизнь», и руководство советского Госкино, склонное видеть во всем подвох, строго спросило: «А что это Вы имеете в виду?!». Назарову пришлось изменить название, чтобы его работа дошла до зрителя, а не оказалась на полке.
Правда, цензоры все равно недоглядели. Например, в малыше, которого в фильме «утащил» волк и «спас» пес, по признанию Назарова, он изобразил советского генсека Никиту Хрущева в детстве.
Зная ироничный нрав режиссера, партийные органы не выпускали Назарова на международные фестивали, даже когда там демонстрировали его работы.
– Я даже не знаю, где мои призы – и деньги были и статуэтки, – говорит сегодня режиссер. – И все это где-то… По кабинетам по чьим-то в Госкино. Но я даже не интересовался.
Зато Назаров может коллекционировать иные статуэтки – скульптурные изображения своих героев. В 2005 году бронзовое изваяние волка появилось в городе Томске, а в 2007-м – в Ангарске. Причем обе фигуры очень напоминают самого Назарова. Хотя люди, близко его знающие, утверждают, что по характеру он где-то между двумя своими героями.
|