Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Запах смерти

Запах смерти

Категория: Позиция » Cтатьи » Общество

Запах смертиБывает, человек, начисто лишенный дара предвидения, вдруг начинает остро чувствовать, что его собеседник обречен на скорую смерть. Обычно объяснить причину появления таких ощущений он оказывается не в силах. Возможность заочного медицинского диагноза мы исключаем: речь идет о вещах непредсказуемых – скажем, гибели в результате несчастного случая. Что же это все-таки, своего рода ясновидение?
 

 

Вполне возможно, обоняние и зрение все же играют тут свою роль: иногда «знак смерти» читается в затуманенном взгляде, реже проявляется в едва заметном запахе. Запах смерти – вполне реальный и очень любопытный феномен. В качестве первого примера приведем одно письмо:

 

«У нас в гостиной происходят очень странные вещи. Время от времени кошка начинает злобно шипеть, выгибая спину, а когда кто-нибудь из родственников умирает, по комнате проносится вихрь ледяного воздуха. Несколько лет назад моя 12-летняя дочь выбежала из гостиной, закричав, что чувствует в ней запах смерти. Наутро пришло письмо, в котором сообщалось о кончине моего двоюродного брата – он умер в то самое время, когда у девочки возникло предчувствие».

 

В данном случае «обонятельная» составляющая предчувствия вполне вписывается в рамки «призрачного» феномена – достаточно вспомнить вполне характерную реакцию кошки. Что же касается «ледяного вихря», то вполне возможно, что тут мы имеем дело с подсознательной «метафорой» – символическим пространственным отображением понятия «замогильного холода». Запах смерти – интерпретация того же ощущения на самом фундаментальном уровне.

 

Каждому из нас знаком трупный запах, возникающий вследствие разложения органических тканей. Предчувствие смерти сопровождается, как правило, резким обострением обоняния. Почему воет собака, чувствующая близкую кончину человека? Не исключено, что она просто воспринимает первые признаки разложения, которое заранее начинается в организме обреченного. Объяснение это приближает нас к пониманию тех зловещих случаев «призрачного обитания», когда с места, где в далеком прошлом сгнили непогребенные человеческие тела, от земли поднимается невыносимая вонь. Поскольку запах смерти ассоциируется у нас с понятиями зла и морального разложения, то реакция на частички разлагающегося вещества, воспринимающиеся нашими органами обоняния, может активизироваться под воздействием сильных чувств ужаса и отвращения.

 

Медициной давно установлено, что при некоторых заболеваниях человек испускает определенные запахи – фиалки, ананаса, мускуса и так далее. Феномен этот объясним отчасти присутствием в нашем организме бутилового эфира и его соединений. Похоже, механизмы, обеспечивающие ароматами некоторые соматические явления, иногда по неясным причинам подключаются и к психосоматическим состояниям. Возможно, именно в этом кроется ключ к разгадке ароматических эманаций, исходивших от тел святых.

 

Известно, что Святой Каэтан испускал аромат цветущего апельсина. Святой Франциск благоухал мускусом. Когда тело Святого Казимира, покровителя Польши, в 1603 году (спустя 120 лет после смерти) извлекли из могилы, выяснилось, что оно не подверглось тлению и продолжает испускать приятнейший запах. Может, это давно отлетевший дух продолжает поддерживать контакт со своей прежней оболочкой, тем самым как бы опровергая саму идею смерти? Так или иначе, за тайной сверхъестественных ароматов явно скрываются какие-то неизвестные нам психологические процессы.

 

Англиканский священник Уильям Стэйнтон Мозес (1839-1892), он же магистр гуманитарных наук Лондонского университетского колледжа стал едва ли не самым знаменитым в новейшей истории носителем таинственных ароматов. Запахи Мозеса исходили от головы, причем чем активнее их отгоняли, тем сильнее они становились. Чаще всего Мозес благоухал вербеной, мускусом, свежескошенным сеном, но помимо всего прочего источал и еще один, неизвестный запах, который называли «духовным ароматом». Во время сеансов с его участием запахи эти вливались в комнату подобно потокам ливня. Сам Мозес не сомневался в том, что разгадку тайны следует искать где-то в его организме.

 

Однажды, когда среди присутствующих на спиритическом сеансе Мозеса оказался больной человек, комната наполнилась острым зловонием. Неблагоприятное психическое влияние кого-либо из гостей часто производило еще более неприятный эффект. Вот как доктор Спиэр в своем репортаже об одном из заседаний описывает появление «незваного духа»: «На следующий вечер в комнату «залетел» новичок и выгнал нас всех вон свалившимся откуда-то из-под потолка букетом «Sp.Pulegii», издававшим невероятную вонь. Все с чем он соприкоснулся, воняло в течение 24 часов. Скатерть из столовой и мое нижнее белье пришлось вывесить в саду за домом, а наутро пол в столовой и коридоре окуривали ароматическими свечами. Больше этого духа мы к себе не приглашали».

 

Нечто подобное тому, что происходило со Стэйнтоном Мозесом, имело место быть в других случаях. Аромат фиалки появлялся и исчезал в комнатах для сеансов с участием миссис Форбс. Иногда эти запахи сопровождались «аппортом», и откуда ни возьмись появлялись настоящие фиалки. Временами в доме миссис Форбс ощущалась трупная вонь. Оба эти запаха постоянно сменяли друг друга в ее первую брачную ночь, когда на постель обрушился вдруг водопад фиалок. С самого начала мне стало ясно, что источник проблемы – некий ужас, таящийся в подсознании пациентки. Похоже, он был связан с аморальным поступком, имевшим отношение к сексу. Вскоре выяснилось, что миссис Форбс испытывала острые чувства вины по отношению к девушке по имени Вайолет, умершей в возрасте 28 лет от рака горла.

 

Впрочем, с миссис Форбс происходили странности и иного рода. Однажды она, стоя рядом с камином, впала в транс, и на груди у нее проявился стигмат – кровоточащий крест, под которым обнаружилась карцинома, впоследствии удаленная. Кроме того, миссис Форбс активно преследовал вонявший вовсю «призрачный тигр», оставлявший на ее теле глубокие царапины. И то, и другое указывало на присутствие в подсознании пациентки какой-то глубокой психической травмы. Впрочем, это слишком общее объяснение: вопрос о том, как именно происходит зарождение «потустороннего» запаха, остается открытым.

 

Изучение полтергейста указывает на то, что рвота, кишечные газы и экскременты прочно ассоциируются у нас с понятием Зла. Вспомним пятерых демонов, которые вселились в тело Анны Эклунд и были изгнаны отцом Теофилусом из францисканского монастыря в Эрлинге, штат Айова. Об этой трагедии (виновником тут стал отец-инцестофил – его дух был одним из тех, что вселились в несчастную) журнал «Fate» сообщил в июне 1959 года. Едва только отец Теофилус дошел до молитвы «A Spirit Fornicationis Libera Nos, Domina», как тело Анны стало извиваться в страшных конвульсиях. Ритуал экзорцизма продолжался непрерывно 72 часа и закончился полным освобождением женщины от напасти. На прощание «демоны» наполнили комнату невыносимым зловонием. Чем бы ни был запах вызван в действительности, для Анны он означал одно: смерть вселившегося в нее Зла. Ритуал экзорцизма возымел эффект, потому что переместил психологический груз с подсознания женщины на внешний источник – «демонов». Избавиться самостоятельно от зла, порожденного подсознанием, она бы наверняка не смогла.

 

Тимофей КРЫЛОВ