Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Гимназия имени Остапа Бендера

Гимназия имени Остапа Бендера

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Гимназия имени Остапа БендераСкажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и я пойму.


 

 

Поделюсь небольшим наблюдением: родители (кстати, очень приличные семьи, у которых также очень неглупые детки) стали отдавать своих первоклашек в обычные классы, в гимназические – не хотят. Говорят, желают обойтись без нервотрепок и учебников Петерсон (по математике).

 

У моды последних 20 лет на специализированные классы, оказывается, начинается кризис. Родителей начинает пугать гимназическая муштра и требования учителей нанимать репетиторов, последнее рождает стойкое убеждение, что необходимость репетиторства в начальной школе говорит о лени преподавателя в первую очередь, прикрываемой чрезмерными амбициями и, соответственно, муштрой. Когда в конце девяностых я вела свое чадо в престижную, как мне казалось, гимназию, наивно полагала, что это предполагает качественную методику обучения у лучшей первой учительницы. Увы… Кроме выкладывания значительных сумм на бесполезные «друковані зошити» и на призрачное «развитие» – ничего, отличающего гимназию от общеобразовательной школы, не последовало.

 

Так называемые отборные (гимназические) классы стали формироваться в постсоветский период. Деток после «началки» отсортировывали: из параллельных классов выбирали самых успевающих. Что тогда началось! Родители перессорились, перешли на личности: «ваш тупой» – «от таких слышу!». Пошло противостояние «умников» и «тупых». Эпоха деления на «богатых» и «бедных» началась где-то с середины 90-х…

 

С тех пор повелось, что, при оценке способностей детей, не учитывались профессиональные возможности учителя. Однако теоретически гимназия должна отличаться от обычной общеобразовательной школы более углубленной программой и высокой квалификацией учителей (желательно, заслуженных или новаторов – поверьте, эти звания присваиваются не зря).

 

К чести советской школы, в ней разделения не допускалось. В качестве общественной нагрузки к слабым (мало ли, переболели–пропустили–и немного отстали) прикрепляли успевающих для помощи в усвоении предметов. Также очень помогали организованные учителями-подвижниками совершенно бесплатные факультативы. Школьная администрация не стремилась утопить или отсеять отстающего, наоборот, помогала интегрироваться в образовательный процесс. Выросло целое поколение со сформировавшемся духом взаимопомощи, со временем уже на производстве они по выработанному в школьные годы стереотипу помогали расти молодым кадрам. Замечу, одна из лучших школ в мире, финская, многие образовательные традиции позаимствовала у советской, где учились детки с разными возможностями. Чтобы тем, кто послабее, было за кем тянуться, у кого списать порой. Да и формировать у детей представление о себе как о некой голубой крови было неправильным. Ведь детские амбиции похлеще взрослых будут. Уместна здесь одна история из жизни…

 

…В качестве благодарности за оказанные лечебные услуги директор некой престижной гимназии принял дочь одного врача со скромным достатком. Девочка вытерпела полгода пренебрежения со стороны приезжающих на иномарках соучеников, а потом вынуждена была без оглядки бежать. Ее затравили, даже учителя подпрягались. Она не из робкого десятка, пыталась, как могла, постоять за себя, но тогда, не разбираясь, ее начали винить во всех нарушениях, происходивших в классе... Вот такой опыт «качественного» обучения: мол, не в свои сани не садись.

 

Может, под гимназиями и подразумевалось изначально нечто большее, чем школы, но на деле у нас этого не получается. Главный критерий сегодняшнего отличия гимназии – оплата за обучение, поскольку сам статус дает право собирать с родителей платежи в два-три раза большие, чем в обычной школе. Ведь это своего рода знак качества, незримый штамп похвалы на первой странице аттестата, за который нужно платить.

 

Удивительно, но сейчас сложно найти обычный общеобразовательный первый класс. Большинство школ стараются организовать специализированный. Сделать это несложно. Достаточно предоставить программу в управление образования, утвердить ее и можно набирать детей.

 

Знаете, не все учителя, положа руку на сердце, уверены, что уровень их гимназии соответствует прописанному в рекомендациях отдела образования. Со слов знакомого педагога в «застольной» беседе: «У нас все классы с какими-то «углублениями». Думаете, они чем-то отличаются от обычных? Отнюдь. Для «одаренного ребенка» – это курс «междисциплинарное обучение» (что-то наподобие обществознания для малышей). Для «информатики» – азы общения с компьютером. Например, успеваемость детей, обучающихся по программе «одаренный ребенок» находится на том же уровне, что и учеников обычных общеобразовательных классов. Ни о какой особой «одаренности» речь не идет. А вот подарок от родителей в виде интерактивной доски или компьютерного столика в комплекте с четырехъядерным девайсом – это уже интересно».

 

Деньги – вот причина вводить родителей в заблуждение. Общеобразовательные школы живут в основном за счет государственного обеспечения. Этих денег недостаточно. Наличие специализированных классов дает шанс получить что-то еще, кроме общепринятых крох: добавки к окладам учителям, меблишку какую-никакую и т.д. Кроме того, за дополнительные курсы и предметы учебное заведение официально имеет право вводить плату. Заплатит родитель, например, от 150 до 400 грн. в месяц. Умножив сумму на среднее количество детей в классе (25), потом на количество месяцев в учебном году... Такая сумма не лишняя в бюджете любой школы...

 

Если уж вам неймется отдать ребенка в класс с углубленным изучением предметов, попросите гимназическую администрацию показать учебники. Несколько скрепленных степлером распечатанных листов – это не учебное пособие. Также вам могут сказать, что педагоги ведут занятия по авторским методикам. Однако если они не участвовали в их разработках или на худой конец не имеют сертификата, что сами прошли обучение, то они, извините, пускают пузыри. Также зазывалы в гимназии могут «купить» родителей потенциальных учеников количеством выпускников, поступивших в вузы из их заведения, не уточняя, что эти дети пошли в основном на «контракт».

 

Для окончательной убедительности в бесполезности стремления в так называемые «гимназии» отметим, Минобразования на сегодняшний день разрабатывает лишь концептуальные программы обучения в гимназиях, носящих рекомендательных характер. Неужели резонно выкладывать кучу денег и приносить в жертву детские нервы ради того, чтобы в аттестате было просто написано «закончил гимназию №….», а если ребенок учился в гимназическом классе, то – вы разочаруетесь – «среднюю общеобразовательную школу №....»

 

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО