Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Школа «строгого режима»

Школа «строгого режима»

Категорія: Позиція » Статті » Регіон

Школа «строгого режима»В запорожских учебных заведениях введут должность приставов.

Ф. Пананти

 

Запорожские депутаты задумали приставить к местным школьникам приставов. Для этого чиновники предлагают выбрать несколько школ с самой «хромающей» дисциплиной. Подобная программа существует в Грузии, там школьные приставы не зависят от руководства школы и полностью подчиняются Министерству образования. Их задача контролировать не только самих школьников, но и процесс обучения, опоздания и успеваемость в учебном заведении.


О том, что во многих школах дети занимаются не только «впитыванием знаний», но и вещами, имеющими мало общего с образовательным процессом, известно, к сожалению, давно. И дело не только в несоблюдении школьниками дисциплины, умышленной порчи школьного имущества, драках и всевозможных «шалостях». Настоящим бичом многих школ, к примеру, сегодня стала детская и подростковая наркомания.

 

По статистическим данным, в Грузии за четыре месяца работы «людей в синей форме» школьный уровень насилия снизился на 80%, на столько же уменьшилось количество опозданий, на 75% стало меньше прогулов и на 95% – вандализма.

 

В Запорожье в ходе обсуждения бюджетная комиссия городского совета дала «добро» на участие в экспериментальной программе «Школьный пристав» четырнадцати школ. Планируется, что в них будут работать по два пристава – мужчина и женщина, которые будут следить не только за порядком в школе, но и за посещаемостью учеников, следить за соблюдением их прав.

 

Как говорит Елена Вишневская, учитель с восьмилетним стажем, ситуация такова, что учитель – самое «бесправное существо». «У меня был случай, когда в 7 классе девочка (правда, средний балл по предмету 8–9) целенаправленно срывала урок и на замечания и уговоры не реагировала, – делится Елена Викторовна. – Завучи разбираться не захотели. Ребенок сам при одноклассниках мне сказал, что я ей ничего не сделаю (отметками учеников не давлю, а родителей поведение их чад часто мало интересует). Закончилось кабинетом директора, где в присутствии класса ребенок обвинил меня в сквернословии. Смогла защитить себя лишь тем, что сказала: «Мы разрешаем с тобой возникший конфликт спустя лишь две недели. Так почему же ты не сообщила завучам о моем сквернословии сразу? Я, в свою очередь, подам заявление в милицию о клевете». Ребенок расплакался, хотя до этого вел себя по-хамски.

 

Я бы предложила во избежание подобных ситуаций оснастить каждый класс камерами видеонаблюдения. Тогда все будут относиться друг к другу корректно, не будет политических призывов на уроке. И ввела бы закон о провокации. Если бы ученик спровоцировал учителя на шлепок или другую легкую физическую реакцию на грубость (что можно было бы расследовать с помощью тех же камер силами милиции), то я бы ввела родителям этого ребенка штраф. И наоборот, если бы учитель спровоцировал агрессию у ребенка, то штраф платил бы он.

 

Учитель Петр Удовенко также убежден, что бить ребенка учитель не имеет права. «Если мы будем это делать, мы не защитимся, а сами опустим себя «ниже плинтуса», – говорит Петр Николаевич. – Камеры видеонаблюдения, действительно, нужны, и не только в классах, но и в коридорах. Как и закон, защищающий педагога от родителя-хама или от зарвавшегося недоросля. Безопасность детей в школах и других учреждениях должна решаться современными способами».

 

Многие родители учеников согласны с будущими нововведениями, считая их оправданными и своевременными, некоторые же выказывают недовольство. Как говорит Николай Широченко, отец 14-летнего сына-школьника, нужно стараться привить детям что-то хорошее своим примером. Школа – это не специнтернат, где за ребенком должен следить правоохранитель. «Я занимаюсь с сыном вместе спортом и играю с его друзьями в футбол, – рассказывает Николай. – Это дает результат – несколько детей из нашего двора стали заниматься спортом вместе с нами. Так же учу его ответственности за свои поступки в целом. В общем, я как родитель сделаю все, чтоб мой сын вырос счастливым, не заставляя его из-под палки реализовывать какие-то мои фантазии, а предоставлю возможность развиваться по своему желанию и усмотрению. Детям просто нужно уделять время, чего не хотят сейчас делать многие родители и учителя».

 

Пока точно неизвестно, когда начнется в Запорожье реализация программы – после Нового года или со следующего сентября. По словам городского головы Александра Сина, не нужно торопиться с этим.

 

– Грузия ее внедряла потому, что у них действительно были серьезные проблемы с поведением детей в школах, возникали постоянные конфликты, вплоть до нарушения законов. У нас таких проблем нет. Возможно, мы попробуем в качестве эксперимента реализовать этот опыт в нескольких школах, – отметил градоначальник.

 

Вторая инновация запорожских депутатов касается повышения контроля за успеваемостью и дисциплиной учеников. Для этого есть предложение обеспечить классных руководителей мобильными телефонами и ввести доплаты учителям, которые будут ежедневно отправлять sms-сообщения родителям об оценках и поведении детей.

 

Пока же запорожские чиновники не определились, кому же должны непосредственно подчиняться приставы. Считается, что их необходимо сделать независимыми от мнения директора, поскольку приставы должны контролировать не только поведение учеников, но и отношение к ним преподавательского состава. В идеале претендент на такую должность обязан иметь базовую педагогическую подготовку.

 

Депутаты горсовета рассчитывают по итогам эксперимента обратиться в Министерство образования и науки с предложением узаконить эту практику и получить государственное финансирование.

 

Конечно, в точности применять грузинский опыт с наведением порядка в школах в Украине не стоит, однако изучить его необходимо. Кроме того, должно пройти время, чтобы можно было сделать выводы о целесообразности применения видеокамер, штрафов и запрета ношения мобильных телефонов. Ведь основная задача среднего образования – «научить», а воспитание школьников все же лучше доверить семье.

 

 

Как у них?


С 2010 года в Грузии для наблюдения за безопасностью учебных заведений введен новый институт приставов. Нововведение, как полагают организаторы, будет иметь целью предотвращение подростковой преступности в школах.

 

По словам главы Министерства образования и науки Грузии, раньше, к сожалению, в грузинской образовательной системе не проводился тщательный учет преступлений. Дело в том, что часто даже преподаватели предпочитали скрыть случаи преступлений, так что сколько-нибудь надежной статистики по правонарушениям среди школьников не существовало вообще.

 

Интересно, что в Грузии приставы являются работниками МВД и подчиняются непосредственно этой структуре. Кроме того, есть специальный кодекс приставов, за нарушения которого их убирают с должности.

 

На сегодня большинство учебных заведений страны оборудованы системами видеонаблюдения. Опоздание на уроки строго наказывается: родителям приходится платить штрафы.

 

Родителей в школы пускают только раз в неделю, после уроков, в строго определенные часы, которые, опять-таки, определяют приставы вместе с дирекцией школы. Ученикам запрещено носить в школу мобильные телефоны. Этот запрет многие родители встретили протестом.

 

Обратите внимание!


Нужны ли в запорожских школах приставы или нет? Если да, какими правами они должны обладать? Свое мнение высказывайте на сайте газеты ПОЗИЦИЯ – pozitciya.com.ua, и по телефону редакции 289-35-36.

 

Виктория КИРИЛЕНКО