Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Президентская вертикаль

Президентская вертикаль

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Президентская вертикальВыбрав новый созыв парламента, страна затаилась в ожидании грядущих перемен в политической и экономической системе. Но, наобещав народу золотые горы, парламентарии в очередной раз его обманули, ибо по нынешней Конституции Верховная Рада весьма ограничена в своих полномочиях. Курс и вектор развития государства определяет президент. Поэтому, вместо нагнетания межпартийных страстей, внимание стоило бы обратить на то, какую линию будет проводить глава государства и его администрация, тем более что 2013 год обещает быть более чем насыщенным политическими событиями. 

 

Для Виктора Януковича главным результатом парламентской кампании стало сохранение большинства за правящей партией. Партия регионов, нравится это кому-то или нет, стала победителем парламентских выборов, получив 185 мандатов в Верховной Раде. При правильной обработке депутатов-самовыдвиженцев уже в ближайшее время можно рассчитывать на формирование практически однопартийного большинства. Никакие назойливые коммунисты уже не нужны, основу для принятия нужных решений можно сформировать единолично. О таком в свое время его предшественники Кучма и Ющенко могли только мечтать. И у первого, и у второго были извечные проблемы с парламентом, которые нередко приводили к политическим кризисам в стране. Виктор Янукович в этом отношении может себя чувствовать очень комфортно – лояльность парламента обеспечена до президентских выборов 2015 года.

 

Возникает вопрос – как ею пользоваться? Тревожные известия после выборов стали мелькать в лентах новостей все активнее. 16 ноября появилась информация Госкомстата о том, что в октябре 2012 года промышленное производство сократилось на 4,2% по сравнению с октябрем 2011 года. Всю прошлую неделю аналитиками обсуждались валютные риски – доллар прибавил в цене уже 10 копеек. Многие депутаты прогнозируют, что бюджет на 2013 год будет соответствовать режиму строгой экономии.


В таких условиях на плечи президента ложится особая ответственность. Именно он, а не парламент формирует правительство в стране. В руках Виктора Федоровича сегодня находятся нити воздействия на каждого министра и на Кабмин в целом, который уже давно требует кадровых ротаций.

 

Но Кабмин лишь инструмент, а есть ли комплексный план продолжения программы реформ, которые так буксовали в этом году? Есть ли у президента возможность и желание их реабилитировать?

 

В сентябре месяце пресс-служба Виктора Януковича распространила сообщение, содержащее основные приоритеты развития страны на 2013 год. Детальный план их реализации появится в конце ноября, после активизации бюджетного процесса на будущий год. В сообщении указывалось, что среди наиболее важных реформ президент особое внимание планирует уделить семи направлениям:

  1. Медицинская реформа;
  2. Проведение реформ в социальной сфере и усиление социальной защиты;
  3. Реализация реформы в сфере земельных отношений и развитие сельских территорий;
  4. Реформирование и повышение эффективности работы топливно-энергетического комплекса;
  5. Реализация реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве;
  6. Дерегуляция, повышение качества предоставления административных услуг;
  7. Усовершенствование таможенных процедур.

Вот ориентировочный список «болевых точек», которые выделил президент. Спорить с важностью перечисленных задач сложно. В каждой из этих реформ мы объективно нуждаемся уже двадцать лет. Но возникает логичный вопрос – где взять денег? И не забудут ли в президентской администрации о реформах после парламентских выборов? И если на второй вопрос ответ дать может только время, то первый по своей сути совсем не философский.

 

Деньги можно получить лишь двумя путями: либо через увеличение налогов, либо за счет роста производства. «Соки» с предпринимателей выжимать уже некуда, а олигархи в ближайшее время спрячутся под куполом Верховной Рады, поэтому остается лишь вариант стимулирования экономического роста. Движения на этом поприще пока не видно. Зато проблем – более чем достаточно. В случае обвала гривны украинская экономика может попасть в фазу продолжительной рецессии, что отразится на всем: от цен на хлеб до макроэкономических показателей. Решить проблему курса можно только притоком валюты. Как это сделать? Есть минимум три варианта. Первый – одолжить у МВФ (но нам не дадут). Второй – вывести из оффшоров (но вызовет негативную реакцию влиятельных олигархов). Третий – вступить в Таможенный союз, который может ежегодно давать приток дополнительных 10 млрд. долларов. Какой вариант выберет Янукович? Пока он предпочитает уходить от выбора, но 2013 год может заставить его это сделать. Время всегда против нас.

 

Цена на газ. На сегодняшний день именно от президента зависит, какой она будет. И хоть многие пытаются в этом вопросе сфокусироваться на главе правительства – это не совсем правильно. Даже если не учитывать административных отношений между премьером и президентом, есть колоритный исторический факт – лучшие отношения между Украиной и Россией за все годы независимости фиксировались именно на уровне президентов. Худшие… думаю, все помнят газовый контракт 2009 года. Поэтому особой активности хотелось бы увидеть от Виктора Федоровича именно в этом направлении. Пока же, судя по заявлениям министра топлива и энергетики Юрия Бойко, мы предпочитаем лезть на рожон. В частности вероятность судебных разбирательств с Россией Бойко в недавнем интервью охарактеризовал так: «У нас абсолютно четкая и понятная позиция, что мы сейчас делаем: мы снижаем закупки по этому контракту. Да, у нас будут споры, может даже судебные с нашими российскими коллегами». Выход Януковича на следующий раунд переговоров и наконец-то решение этой извечной газовой проблемы стало бы огромной победой Украины и личным успехом нынешнего гаранта.

 

На днях, а именно 19 ноября, вступил в силу Уголовно-процессуальный кодекс, который стал частью масштабной правовой реформы. Как бы ни ругали этот документ – он станет фундаментом для изменения лица нашей правоохранительной системы. Но судебная реформа 2010 года стала настоящим разочарованием (хотя об этом совсем отдельный разговор). Нужен принципиально иной подход к реформированию судебной системы, которая является традиционной ахиллесовой пятой Украины. В этом отношении, стоит признать, пока делается мало. Будем надеяться, что вступление в силу нового УПК активизирует реформаторов в аппарате президента.

 

Виктор Янукович сегодня является уникальным главой украинского государства. Впервые за все годы гарант Конституции имеет в своем распоряжении лояльный парламент, собственное правительство, всех губернаторов, партийное доминирование в большинстве местных советов. С такими картами можно играть. И очень бы хотелось, чтобы эти полномочия использовались во благо страны, а не для концентрации власти ради самой власти. А ведь соблазн велик. Все чаще из стана правящей партии можно услышать разговоры о неофициальном старте президентской кампании 2015 года. О возможных выборах президента в парламенте. Все это не красит сегодня власть. Прекратить такие разговоры можно только работой и результатом. Результатом, с которым будет сложно спорить. Сегодня все в руках президента. Народ, выбрав его на этот высокий пост два с половиной года назад, сегодня продлил карт-бланш, оказав доверие Партии регионов на парламентских выборах. Теперь осталось дождаться обещанного завершения пути от стабильности к благополучию.