Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Рахат-лукум и пахлава – «турецкая виагра»

Рахат-лукум и пахлава – «турецкая виагра»

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Світ

Рахат-лукум и пахлава – «турецкая виагра»Как журналисты овладевали искусством торговаться на одном из крупнейших рынков в мире – стамбульском гранд-базаре. Для тех, кого утомляет хождение по рынкам и кто ни при каких условиях не торгуется, перед входом в один из крупнейших в мире рынков следует непременно повесить табличку: «Антишопоголикам – вход воспрещен!». 

 

Стамбульский гранд-базар (его еще называют крытый базар или на турецкий манер – Капалы Чарши) растянулся на 30 га. На его территории расположились около четырех тысяч магазинов, в которых работают около 15 тысяч торговцев. Это даже не базар, а своеобразный город: для того, чтобы гостям облегчить «ориентацию на местности», здесь даже улицы ввели. Их – около 60!

 

– Девушки! Герлс! Хеллоу! Здраствуйте! – не успели мы с подругой зайти на гранд-базар, как на нас, в буквальном смысле, набросились предприимчивые торговцы (кстати, исключительно мужчины).

 

Турки «включают» весь свой шарм – и в наступление. «Русские? Поляки?» – осторожно пробиваются к потенциальным клиентам. «Нет! Украинцы!» –отвечаем мы. У продавцов мгновенно включается «база данных»: «О! Киев! Шевченко!». Особо наглые из них успевают схватить нас за руки чуть ли не силой, рассказывая о том, что именно их товар – лучший, затянуть в свой магазинчик. А один молодой турок-сорвиголова бегал за нами, крича вслед: «Я тебя люблю!»...

 

Мы же присматривались к разноцветным товарам. Ювелирные, кожаные, деревянные, медные, керамические, фарфоровые изделия. Горы кофе, чая, специй, сладостей, сыров... Если спросите: «Что почем?», ей-богу, не скажу. Потому что самый главный закон, который действует на территории всех турецких рынков, – торговаться. Это неотъемлемый ритуал, сопровождающий отношения между покупателем и продавцом. Даже больше – часть местной культуры. Если вы не станете торговаться, турки могут обидеться. На товарах – никаких ценников. Рассчитываться можно любой валютой: турецкими лирами, американскими долларами, европейскими евро...

 

Продавцы оставляют для себя широкое поле для торга, завышая цену в три-четыре раза. Выторговать 50-процентную скидку – раз плюнуть. Если же красноречиво «присесть на уши» и мило поулыбаться – и 70-процентная скидка гарантирована. В случае, когда турок не идет на ваши уговоры, а вам ну так уж пришлась по душе сумочка или цепочка, делайте «морду кирпичом» и уверенно отворачивайтесь, как будто уходите. Реакция «удержать клиента» (при такой-то конкуренции!) не заставляет себя ждать – и уже через мгновение, если не 70-процентная, то 60-процентная скидка – ваша!

 

Войдя в азарт от ритуала торговаться, мы с подругой выторговали кожаную курточку за 190 долларов (при стартовой цене 480), роскошную шаль за 10 «зеленых» (от начальных 20), медную джезву за 25 долларов (а цена была 45), серебряные серьги за 20 «зеленых» (стартовали от 30) – и в подарок к ним серебряный кулон с традиционным турецким глазом.

 

А вот за традиционные продукты, без которых из Стамбула не возвращается ни один турист, – турецкой кофе (за 200 г мы заплатили 10 долларов), яблочный чай (за 200 г – 5 «зеленых») и сладости мы заплатили сполна по местным меркам. Правда, здесь продукты – высшего качества. Сладости – вообще вне конкуренции. Их еще называют «турецкой виагрой»: турецкому мужчине и в голову не придет приобрести виагру и сиалис, он купит местную пахлаву, рахат-лукум или засахаренный миндаль, которые здесь слывут афродизиаками . Недаром турки считаются великолепными любовниками. Стоят сладости в среднем по 1-2 доллара за 100 г), нас же не по-детски «кинули».

 

А осознали мы это на следующий день, когда там же, в Стамбуле, попали на уменьшенную копию гранд-базара – на Египетский рынок. Здесь стартовые цены на эти же продукты – вдвое ниже. Следовательно, выторговать можно... Сами подсчитайте.

 

По теме: Ежегодно авиакомпании теряют около 25 миллионов чемоданов 

 

Галина Гузь