Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Эта непокоренная Лариса Шепитько

Эта непокоренная Лариса Шепитько

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Культура

Эта непокоренная Лариса ШепитькоКаждый новый год преподносит нам юбилейные даты выдающихся людей: исследователей, ученых, философов, литераторов и др. 2013 год не стал исключением и начался для клуба друзей кино «Восхождение» памятным событием, а именно, 6 января участники киноклуба отметили 75 лет со дня рождения Ларисы Шепитько. 

 

Судьбе показалось уместным накануне одного из самых значительных православных праздников привести в этот мир яркую, интересную, бескомпромиссную личность, талантливого режиссера и сценариста и просто красивую женщину с глубоким внимательным взглядом бездонных темных глаз.

 

В киноклубе «Восхождение» достойно отметили юбилей любимого творца кино. Первый президент клуба Владимир Кириченко с волнением вспомнил, как в уже далеком 1983 году, делегация запорожских любителей кино во главе с инициатором создания киноклуба «Восхождение», известным журналистом Сергеем Колосовым, посетила могилу Ларисы Шепитько на Московском Кунцевском кладбище по случаю воздвижения памятного мемориала незабвенному кинорежиссеру, чье творчество оставило глубокий след в душах людей.

 

Душа отказывается понимать, что ее нет среди нас. Такой недюжинный человек обязан был жить, а не умереть в расцвете  своего едва сорокалетнего возраста.

 

…В кабинете известного режиссера Элена Климова, мужа Ларисы Шепитько, висит портрет чешской дамы 18 века, как  две капли воды похожей на Ларису, которая никогда не считала эту схожесть совпадением. Напротив, она была убеждена, что жила на земле в других воплощениях, верила в загробную жизнь, в переселение душ… Потому  ее судьба  вполне могла стать великолепным сюжетом для мистического триллера.

 

В семнадцать лет девочка из Артемовска, провинциального городка на Донбассе, стала студенткой режиссерского факультета ВГИКА. Училась не где-нибудь, а в мастерской  подлинных мастеров – Довженко и Чиаурели. Безусловно, эти мэтры киноискусства дали ей многое, но ее неповторимый режиссерский стиль сложился сам собой, ничуть не повторяя достижения учителей.

 

Эта непокоренная Лариса ШепитькоДалее жизнь этого человека, ее карьера пошли по типичному пути «шестидесятников». Фильм «Зной» был принят зрителем очень хорошо, получил несколько призов, в том числе на фестивале в Карловых Варах, но уже следующий фильм «Крылья» был весьма ограничен в прокате. Фильм был, безусловно, честным, но жестким, что в те времена не нравилось «наверху». Тогдашние «руководители культуры», зачастую неспособные к реальной оценке, признали в фильме участь победителей, «прошагавших пол-Европы, пол-Земли» слишком горестной, что не соответствовало идеологическим установкам…

 

Еще больше не повезло фильму Шепитько «Родина электричества» по повести Андрея Платонова. Картина была талантливо снята с очки зрения бога, поглядывающего на землю. Это была первая картина, в которой отчетливо воплотилось философское видение Ларисы, ее ощущение мира, сближающее ее стиль с минимализмом французского режиссера Роббера Брессона.

 

Очень характерно для ее творчества и то, что ей хотели поручить сьемки  фильма «Белорусский вокзал», но прошел предательский слух, что Шепитько намеревалась показать безрадостную жизнь старых солдат, спасших мир от войны, но так и не нашедших места в этом мире. В результате фильм, угодный всем, снял Андрей Смирнов.

 

Можно много писать о тяжелом творческом  пути этого самобытного режиссера, но к огромному сожалению, нельзя ее воскресить и понять тех, кто «жалил» ее талант, так и не поняв ее души…

 

В ее личной жизни тоже было много невеселого. Любую признанную удачу  приходилось выцарапывать у судьбы. Все вспоминают  ее светлым, умиротворенно-спокойным человеком. «Я видела смерть  очень близко, сказала она в своем последнем интервью». Будучи  в роддоме, она упала и повредила  позвоночник. Врачи настойчиво предлагали избавиться от ребенка, так как иного выхода не было, но не для Ларисы. Она решила рискнуть и сохранить ребенка – и победила. И это стало чудом…

 

Было бы несправедливым не отметить лучший фильм Ларисы,  «Восхождение», где самобытный талант режиссера перерос в гениальность. В этом фильме открылся ее редкий, истинно духовный магнетизм. Актеры, сыгравшие в фильме, и поныне считают ее своим духовным наставником.

 

Владимир Гостюхин с нежностью вспоминает, как она заставляла работать его на пределе человеческих возможностей. Юрий Визбор уверял, что взгляд Ларисы обладал несомненным давлением, как луч света.

 

Фильм «Восхождение» стал для многих символом стойкости, несгибаемости человеческого духа. Участники киноклуба по праву гордятся названием своего объединения – «Восхождение».

 

Семен ЧУДНОВСКИЙ, член Национального Союза журналистов