Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » C'est la viе, или Зачем Франция вторглась в Мали

C'est la viе, или Зачем Франция вторглась в Мали

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

C'est la viе, или Зачем Франция вторглась в МалиС 10 января Франция начала масштабную военную операцию в Мали, своей бывшей колонии, направленную на спасение африканского государства от радикальных исламистов, которые оккупировали север страны. С формальной точки зрения военная помощь оказана по просьбе президента Мали Дионкунде Траоре, но ряд обстоятельств указывает на то, что Парижем движут куда более меркантильные мотивы.  

 

Мали – бывшая французская колония, получившая независимость в сентябре 1960 года. С тех пор республику, как и большинство стран Африки, рвали на части гражданские войны, пограничные конфликты и военные перевороты. Ни один государственный строй, функционирующий в Мали за последние пятьдесят лет, не мог похвастаться не то что политической стабильностью, но и даже удовлетворением элементарных потребностей своих граждан. Подобное положение вещей лишь подогревало коррупцию, криминал и радикальные организации, которые только и ищут ареал беззакония, на котором было бы удобно развернуться. Иногда их интересы пересекаются с сепаратистами, что и случилось в Мали. В марте 2012 года там произошел военный переворот, который возглавил капитан Амаду Саного. Политической неразберихой в Бамако (столица Мали, расположенная на юге республики) воспользовались группировки туарегов, захватившие власть на обширной пустынной территории севера страны, соизмеримой с крупными государствами Европы. Поддержку племенным аборигенам оказали исламисты из группировки «Ансар Дин», которые преследуют собственные интересы в регионе.

 

С этого момента все и началось. Легитимное малийское правительство, понимая, что самостоятельно усмирить повстанцев и экстремистов не удастся, решило обратиться за помощью к Западу, который только рад вести войну на чужой территории, извлекая при этом собственную выгоду. Но если в большинстве случаев в подобных сценариях всплывают американцы, то на этот раз сыграла свою роль историческая память – в конфликт вмешалась Франция. 10 января французский военный контингент уже был в Мали, а спустя пять дней началась военная операция. Совбез ООН действия официального Парижа одобрил, заявив о важности и почетности борьбы с терроризмом. Фактически Франции был дан карт-бланш на оккупацию Мали.

 

Уже с первых дней военных действий, которые, как предполагалось ранее, будет организовывать правительство Мали, стало очевидно, что реально командуют парадом именно французы. Антитеррористическим силам уже удалось одержать ряд побед. Так французы с местной армией смогли выбить боевиков-сепаратистов из города Диабали, расположенного в нескольких часах езды от столицы малийского государства – Бамако. Несмотря на это, последователи Наполеона говорят, что война может затянуться. Как следствие, уже после начала наземной операции военный контингент Франции был увеличен. Очевидно, переход конфликта в вялотекущее состояние выгоден бывшим колониалистам. Как думаете, почему?

 

Ответ лежит в плоскости имперских амбиций Франции. Сейчас в Мали полностью повторяется та схема, которая была реализована Советским Союзом в Афганистане в 1979 году. Тогда власть Кабула в лице ее лидеров Амина и Тараки тоже неоднократно просила советской помощи. В итоге Афганистан был оккупирован на десять лет. Еще через двенадцать похожий сценарий использовали уже американцы.

 

Но с Афганистаном все понятно – геополитическое положение плюс наркотики. А что же такого в Мали? Буквально два года назад французы потренировались на Ливии. Там фигурировала показушная война с диктатором Каддафи и негласная борьба за нефть. Мали же интересно в другом отношении. В этой африканской стране основные природные ресурсы – редкие металлы, фосфаты и уран. Добыча фосфатов в Мали весьма перспективна – удобрений в мире требуется все больше и больше. Редкоземельные элементы в глобальном дефиците. В среднесрочной перспективе можно ждать взлета цен на урановую руду. Франция является мощнейшей ядерной державой, которой для поддержки собственных государственных программ этого направления требуется как можно больше урановых резервов. О важности запасов золота лишний раз говорить не буду. Также есть в Мали месторождения нефти и газа, меди и бокситов. Но все они не разработаны. Интересно, что с недавнего времени основным экономическим партнером Мали является вовсе не Франция, а… Китай, который тоже усиленно осваивает африканский рынок.

 

В глобальном смысле Мали – точка пересечения французских интересов в Африке. На севере расположен Алжир, где у Франции имеются значительные капиталовложения в энергетику. С востока – богатый ураном Нигер, который хотят освоить французские компании. На юге – Берег Слоновой Кости, и Франция там – уже флагман производства какао. Бизнес, ничего личного. А кто же защитит права капитала как не собственное правительство?

 

Есть и мотивы военно-стратегического характера. Сразу после обретения Мали независимости, Франция планировала оставить там свою военную базу для сохранения контроля над регионом. Но тогдашний малийский лидер Модибо Кейта тесно дружил с СССР, поэтому не позволил «буржуям» дислоцироваться в стране, строящей социализм. Сегодня, пользуясь гражданской войной, Франция может реализовать свой план постоянного военного присутствия, который откроет очень серьезные перспективы на всем континенте.

 

А деньги современной Франции очень нужны. Выборы президента показали, что спрос на популистские идеи весьма высок. Поэтому новым лидером страны и стал социалист Франсуа Олланд, на выполнение программы которого требуются миллиарды долларов. В этих целях уже было принято решение о беспрецедентном поднятии налогов. В итоге масса богатых людей, в том числе Жерар Депардье, покинули свою родину. Настало время привлечь внешние ресурсы, которые Франция должна реализовать путем стратегии неоколониализма.

 

Любопытно, что американцы, без участия которых последние двадцать лет не обходится ни один мировой конфликт, пока держатся в стороне, предоставляя Франции полную свободу действий. Это уже вызвало подозрения у французской оппозиции. Обращаясь к премьер-министру, глава оппозиционной партии Жан-Франсуа Копе сказал буквально следующее: «Давайте будем откровенны, господин премьер-министр! Несмотря на ваши оправдания, мы крайне обеспокоены тем, что Франция со своими действиями в Мали оказалась изолированной. Как если бы весь мир одобрил действия Франции, но предпочел остаться в стороне. Почему вам не удалось до сих пор организовать международную коалицию, как это было сделано во время событий в Ливии? Почему Франсуа Олланд не смог лично убедить другие страны участвовать в этой коалиции, не провел таких встреч за рубежом или не провел саммит в Париже?».


Этот серьезный вопрос пока остается без ответа. Очевидно лишь то, что ключевые европейские страны и США пока заняли выжидательную позицию. А учитывая то, что малийский конфликт уже потихоньку выходит за границы этой горе-республики (экстремисты захватили заложников в Алжире), есть риск, что военным присутствием западных войск может обрасти весь африканский континент. Нам остается лишь констатировать: дефицит ресурсов ударными темпами загоняет человечество в глухой угол, порождая все новое и новое кровопролитие, прикрываемое благими целями и священными миссиями.

 

Виталий ФИЛИППОВСКИЙ, политический аналитик

 

КОМЕНТАРІ (1)
40 den 24 січня 2013 21:34
toshnilovka. komu eto nuzno7
          1