Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Новшества, будоражащие ум

Новшества, будоражащие ум

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Суспільство

Новшества, будоражащие умУ нормального общества всегда имеются определенные запросы к власти, сформированные жизнью. Это касается и образования. Например, какова цель школы, каким должен быть выпускник, что он должен знать и уметь? Общество предъявляет эти запросы государству и далее государство выдвигает школе свой заказ – долговременный и четкий – с гарантией, что обеспечит его ресурсами. Действия же украинских чиновников в отношении средней и высшей школы напоминают какую-то диверсию, направленную против своих же граждан.

 

Поляна сказок

Все мы – продукты школьной системы, после долгих лет изучения иностранного языка пришедшие к стойкому убеждению – «ни в зуб ногой». Но в Министерстве образования, видимо, так не считают, так как согласно их нововведениям в сентябре 2013 года с пятого класса украинские школьники будут учить два иностранных языка, и в качестве второго иностранного разрешают также язык национального меньшинства. Пусть школьный коллектив сам решает, какой язык принять к изучению, добавил министр. Такая ситуация стала причиной повышенного спроса на языковые курсы и услуги репетиторов, конечно основной упор делается на английский язык как международный. Репетиторы говорят о том что спрос есть также на немецкий, испанский французский и польский языки.

 

В большинстве украинских школ основной иностранный – английский, и неплохо бы к нему добавить русский, поскольку в большинстве молодежь перестала различать межсмысловые особенности обычных слов «столб» и «столп», «эффектный» и «эффективный» и прочее. Как в том анекдоте: «Блондинка жалуется подружке: «А он мне и говорит, что мне нужно пополнить свой силикон. Все ему мало!» – «Дура, не силикон, а лексикон!».

 

Учащегося нужно вначале научить родной речи, правильно строить фразы, формулировать мысли, а затем он сам определится, нужен ему второй западноевропейский или нет. Тем более при условии достаточного знания одного, через несколько продуктивных занятий можно с легкостью перейти на другой романо-германский. Но кто из учителей признается, что учить язык, как это предусматривает школьная программа, нельзя? Как и большинство выросших в СССР, я учила английский язык в школе, затем три года в университете. Плюс к этому в старших классах занималась год с преподавателем индивидуально. Признаюсь, у меня остался неплохой словарный запас в пассиве и в British English, с полным отсутствием погружения в языковую среду. То есть мои знания оказались практически неприменимы. Сегодняшняя школа не изменилась: все, что дают учителя на уроках иняза – ненужный балласт. Кто действительно хочет выучить язык, часами должен ежедневно заниматься с репетитором. Уроки иностранного в школе во все времена похожи на уроки пения – бессмысленные и беспощадные.

 

Кажется очевидным, что в Министерстве образования не знают, куда девать преподавателей немецкого и французского, коих в стране насчитывается не меньше четверти от общего числа учителей, поэтому, продолжая традицию «бесплатных уроков» за живые деньги, оплачивать труд педагогов высший образовательный орган предоставил родителям. Кроме оплаты уроков потянется небескорыстное (за «откаты» от типографий) распространение среди учеников вороха сомнительной учебно-полиграфической продукции. Ну а инструментом принуждения, как всегда, остается занижение оценок.

 

К слову, в Украине, минуя учителей, есть отличная возможность учить языки онлайн, используя скайп. Хороших американских и британских репетиторов можно найти на preply.com/engl

 

Еще об одном нововведении заявил министр образования: с 2013 года в школах вводятся уроки плавания, и бассейны для учеников будут подготовлены до мая-июня. Неизвестно, будут ли, но родительские деньги в них «закопают» уже на стадии организации затеи. Как еще иначе подобный популизм назвать, если на образование (вузы, школы, ПТУ) в этом году планируется потратить всего лишь 6% от ВВП?

 

Освещающий образовательные темы американский писатель Джон Гатто однажды предложил: «Верните семьям собранные у них налоги, чтобы они сами могли искать и выбирать учителей – они будут великолепными покупателями, если получат возможность сравнивать. Пусть семьи сами решают: «Зачем нам нужно образование?». Нам о такой свободе выбора формы образования можно только фантазировать.

 

Без возражений

Радует утвержденный министром образования 41 госстандарт ПТО по рабочим специальностям, куда входят профессии флориста, визажиста-стилиста и других эстетических направлений. Прогресс в том, что ранее по этим специальностям готовили коммерческие курсы, а теперь детям кроме бесплатного обучения еще и стипендии начислят, а по окончании училища выпускники и диплом, и трудовую книжку получат.

 

Берите, мы еще нарисуем!

Премьер-министр Азаров предложил новый метод повышения качества высшего образования: вузам отказаться от дипломов государственного образца. По его мнению, «каждый вуз должен выдавать свои дипломы и отвечать за качество этого диплома». О таком карт-бланше вузовское руководство могло только мечтать. Ни тебе госстандартов, ни ограничений выпуска – знай, штампуй хоть синий, хоть красный, но – дороже. Ничего личного – просто бизнес. Так в чем смысл предложения от премьер-министра? В любом дипломе и так указан вуз, который выпускник закончил, и работодатель сам разберется, то ли по диплому ведущего вуза брать работника, то ли по знакомству. Но, может быть, просто у государства полное отсутствие денег даже на изготовление документа об окончании учебного заведения?

 

В Министерстве образования, конечно, таким поползновениям на свои полномочия не обрадовались. Но министр образования Дмитрий Табачник не растерялся и в противовес новшеству выдвинул «ответное» предложение работодателям: в его ведомстве вводится новая админуслуга – проверка диплома на подлинность в течение трех дней. Такая себе превентивная мера, если вдруг вузы попытаются деньги «мимо кассы» пронести.

 

Также министр образования, видимо в попытках удержать ускользающие вожжи подчинения высшей школы, пообещал студентам повышение стипендий, начиная с марта, но не уточнил на сколько. И хотя принцип «мужик сказал – мужик сделал» остался только в анекдотах, мало ли – а вдруг поверят?

 

Проблема в этих образовательных прожектах однозначна – отсутствие четкой цели. Наши дети уже ощутили подражание «передовым» западным идеям (тесты, модули, ВНО), оптимизацию и экономию (платные услуги в школах, сокращение «малокомплектных» школ), попытки решить смутные идеологические задачи (жалкие потуги что-то сделать с новейшей историей). Что дальше и где смысл?

 

По материалам repetitor.org.ua