Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Валерий ЭДЕЛЕВ о победах, планах, последователях, неудачах, недругах и близких людях Александра Поляка

Валерий ЭДЕЛЕВ о победах, планах, последователях, неудачах, недругах и близких людях Александра Поляка

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Суспільство

Валерий ЭДЕЛЕВ о победах, планах, последователях, неудачах, недругах и близких людях Александра ПолякаО работе и семье, о настоящих друзьях, о вехах и достижениях Александра Владимировича Поляка и его команды рассказал в интервью заместитель мэра Запорожья Александра Сина – Валерий Эделев. Этот человек прошел с Поляком все избирательные кампании и занимал пост заместителя городского головы в аппарате народного мэра. 

 

Вы были заместителем Александра Поляка и прошли с ним три избирательные кампании. Как это было?


Мы познакомились с Александром Владимировичем в 1998 году, когда было принято решение, что он будет баллотироваться в мэры. Ситуация тогда была сложной и в городе, и в стране. Город находился будто в спячке. Ничего нового не происходило. В 1998 году люди после девяти часов вечера боялись выходить на проспект Ленина – на улице была темень, ни один фонарь не работал. На выборах 98-го года, по целому ряду причин, Поляку не удалось победить. Но уже в 2000 году он стал мэром и за три года работы сумел вернуть доверие людей к власти. В конце 2002 года, согласно социологическим опросам, в Запорожье доверие населения к мэру составляло более 80%. Это был один из самых высоких рейтингов по всей Украине.

 

– Многие достижения Александра Поляка на виду: преображенный бульвар Шевченко, освещение на проспекте и т.д. Но у любого мэра есть ежедневная рутинная работа – водоснабжение, работа дворников, состояние жилого фонда… Александр Владимирович вникал в каждый вопрос?


Поляк не просто работал, он жил на работе. Рабочий день у него начинался где-то в семь утра, причем, прежде чем приехать в исполком, он объезжал весь город. Заканчивался рабочий день тоже поздно и не поездкой домой, а тем же объездом города. Запорожье всегда было для Поляка лучшим городом Украины. И он очень много сделал для этого города, он видел его проблемы, чувствовал их. Он сумел создать команду, умел поставить правильные цели и умел спросить за их выполнение. Не выполнить поручение Поляка было просто невозможно. Поэтому вся команда домой уходила не после окончания рабочего дня, а после того как были выполнены все поручения.

 

– После утренних и вечерних объездов Запорожья влетало ли на планерках начальникам управлений и замам?


Влетало подчиненным каждый день, но у Поляка была своеобразная система руководства. Он редко проводил масштабные планерки и, как правило, все управленческие проблемы решал при общении с непосредственными исполнителями. У него всегда была полная приемная людей и, общаясь с людьми, он умел поставить задачу и спросить за ее выполнение. Знаете, память у него была феноменальная. Если он поставил задачу и завтра не спросил о ее выполнении, это еще не значило, что он забыл – просто откладывал этот вопрос. Всегда и все доводил до конца.

 

– Но ведь критики действий Поляка было, мягко говоря, немало?


Недовольных было много, но Поляк всегда говорил: генерал склоняет голову только над картой боевых действий. Он никогда не боялся острых ситуаций, умел их преодолевать.

 

– А было у Александра Поляка любимое место в Запорожье?


Он очень любил бульвар Шевченко. Когда его начинали реконструировать, бульвар был тупиковой улицей – ни кафе, ни ресторанов, ни людей. И он принял решение сделать фонтаны. Появился фонтан влюбленных, и его мечта реализовалась – на бульваре стала собираться молодежь, к фонтанам приезжать молодожены.

 

В управленческой работе я очень многому научился у Александра Владимировича, сейчас пытаюсь этот опыт реализовать с новой командой. По моему глубокому убеждению, нынешняя команда городского совета продолжает дело Поляка.

 

– Если посмотреть публикации в СМИ тогда и сейчас: всегда найдутся те, кто критикует решения, которые проводит мэр. С чем это может быть связано?


Всегда была критика. Например, когда мы начинали делать архитектурную подсветку города, которой сейчас все гордятся, многие говорили, «не надо!», «зачем вы тратите на это деньги?», «это Запорожью не нужно». Те же злопыхатели, которые были, они и сейчас есть. Ведь дело Поляка продолжается. Поляк говорил: давайте сделаем Запорожье лучшим городом в Украине, а Син говорит: давайте сделаем Запорожье самым чистым городом. Очень многое из того, что делает Син, перекликается с тем, что делал Поляк. Да – есть ошибки, но не падает только тот, кто не бежит. А критиковать всегда легко.

 

Практика показывает, что положительных достижений было больше, чем ошибок.


Были и ошибки, и неверные решения. Но у Александра Поляка всегда была очень быстрая реакция. Он чувствовал, что ошибка допущена и нужно срочное решение. Но если Поляк решение принимал, он шел до конца. Мне кажется, именно в этом и открывается талант управленца, талант руководителя. Здесь его система управления похожа на то, как руководит областью Александр Пеклушенко.

 

Раз мы начали проводить параллели между последовательностью действий Александров – Поляка, Пеклушенко и Сина – есть ли какие-то конкретные примеры, программы, проекты, которые начинал Александр Поляк, а сегодня продолжает городская и областная власть?


Да, и очень много! Поляк хотел сделать в Запорожье такие парки, которыми бы гордилась вся Украина, к сожалению, не успел. Вознесеновский парк, заложенный Александром Владимировичем, сегодня постепенно становится любимым местом всех жителей Запорожья. Самые красивые городские мероприятия проходят именно там. Так же и парк Победы, получивший вторую жизнь. Александр Син болеет душой за запорожские парки и продолжает дело Поляка. Существует много идей, которые народный мэр озвучил, но не успел осуществить. И я очень рад, что многие вещи, которые он проговаривал тогда, сейчас претворяются в жизнь и имеют свое логическое продолжение в сегодняшней команде, которую возглавляют руководители такого высокого уровня как Александр Николаевич Пеклушенко и Александр Ченсанович Син.

 

Александр Поляк работал на износ, в невероятном режиме. Я слышал, он и по ночам срывался смотреть, работают ли фонари… Хватало ли ему времени на семью, на жену?


В этом плане это был уникальный человек – он не разграничивал семью и работу. Работая в органах внутренних дел, он все свое время посвящал работе. Когда он стал мэром, подход к работе не изменился. Татьяне, его супруге, удалось создать атмосферу в семье, при которой он мог максимально посвятить себя работе. Она не задавала ему вопросов: «Почему ты с работы вовремя не приехал?», «Почему ты рано уехал?» и т.д. Она жила его проблемами, и делала все для того, чтобы в те короткие промежутки времени, когда он был дома, мог просто расслабиться и отдохнуть.

 

Татьяна была близким человеком Александру Владимировичу. Поддерживала его и его идеи, никогда ни в чем не упрекала.

 

На годовщину смерти Поляка некоторые люди пытаются сделать себе имя на его памяти. Как Вы относитесь к этому?


Как бы это помягче сказать… Считаю это, по крайней мере, неэтичным. Люди, не создавшие в своей жизни ничего, пытаются заработать себе авторитет за счет других. Сегодня у Александра Владимировича появилось очень много «друзей». Поляк был очень общительным человеком. Многие, поговорив с ним больше пяти минут, считали себя его личными друзьями. Но кто ему друг, а кто – нет, мог сказать только сам Александр Поляк. Поскольку Поляка уже нет, давайте эту тему закроем.

 

– А как Вы относитесь к тому, что спустя 10 лет после смерти Александра Поляка Василий Варецкий сейчас создает некое объединение общественных организаций, названное именем Поляка. Насколько этот человек был близок к Поляку в личном общении или по работе?


Я уже говорил, что Александр Владимирович был очень общительным человеком и со многими общался и после работы, и в свои редкие выходные дни. Круг общения – от директоров заводов до обычных простых людей. А Варецкого Василия Ивановича я, честно говоря, даже плохо помню. Общение с Поляком у него сводилось исключительно к решению рабочих вопросов. А пиариться на имени Александра Владимировича и спекулировать его авторитетом – считаю, низко.