Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » 5 мифов о жизни, которым учат в вузах

5 мифов о жизни, которым учат в вузах

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Суспільство
5 мифов о жизни, которым учат в вузах Давайте признаемся честно: кроме нескольких хороших друзей, ряда интересных знакомств, студенческих вечеринок и умения делать шпаргалки и вести конспекты отечественная система образования ничего не дает.  
 
Вы проводите в вузе 4-5-6 лет — и выходите оттуда с дипломом в одной руке и целым мешком иллюзий и завышенных ожиданий — в другой.

 

Повезло, если у вас к моменту окончания уже год-два как есть работа (иначе вы столкнетесь с нереально высокой конкуренцией на рынке труда и невозможностью устроиться в более-менее приличное место, если только не поедете покорять город-миллионник или столицу своей / чужой страны). А преподаватели наших вузов по привычке "вдалбливают" в головы студентов кучу теории, которая на 90% никогда и нигде не будет применена + еще и "снабжают" их 5 вредными мифами, которые не имеют ничего общего с реальностью.

 

"Лучшие ученики добиваются лучших результатов": этот миф работает более-менее, пока речь идет об оценках в вашей зачетке. За стенами вузов он не означает ничего. Знаете, где оказались 4 из 5 лучших студентов нашего курса через год-два после выпуска из магистратуры? Правильно — без работы. Из этих 5 человек только 1 (если я не ошибаюсь) сейчас работает по специальности. Никакой корреляции между "пятерками" (или "100 баллами", как было в случае с нашим вузом) и успешностью в жизни за пределами "альма матер" не существует. Существует только связь между настойчивостью, умением использовать с пользой для себя даже невыгодную ситуацию и обстоятельствами жизни — но никак не между жизнью и вашей "зачеткой".

 

"Чем дольше человек работает, — тем больше у него опыта и компетенции": на этом мифе построена вся бюрократическая система в странах СНГ + почти вся система нашего образования. Куда бы вы не пошли, вы везде столкнетесь с "тетей за 40-50″, которая уже не первую пятилетку просиживает кресло, не умея в 2013-м году пользоваться компьютером, — но при этом считается "ценным работником" или "опытным педагогом", потому что уже 15-20 лет здесь работает. В то же время у меня (и думаю, у вас тоже) найдется не меньше десятка знакомых и друзей, которые в свои 20-25-28 лет обладают навыками, знаниями и идеями, раз в 5 большими, чем у этой "тети" в ее 60 (и многие из них успели поработать за 5 лет в нескольких крупных компаниях, агентствах и стартапах, получив опыт и знания, которые за свои 15 лет "просиживания" в кресле не получит ни один "опытный" чиновник и преподаватель-теоретик). Вы по-прежнему хотите учиться знаниям у людей, которые 10 лет мусолят один и тот же учебник?

 

"Все навыки можно оценить и измерить": миф, прекрасно работающий в вузе, где всем "по заслугам" можно расставить оценки в зачетки. А потом "дипломированного специалиста" надо учить 2 года реальному (а не теоретическому) бухучету. Навыки в таких сферах, как дизайн, проектирование интерфейсов, копирайтинг, онлайн-маркетинг вообще измерить трудно (потому что ни один серьезный отечественный вуз не готовит веб-дизайнеров или копирайтеров, а человек с двумя проектами в портфолио за 5 лет работы никак не идентичен по навыкам тому, у кого за 2 года — 25 проектов).

 

"Есть признанные авторитеты, и с этим надо смириться": любимая догма преподавателей и начальников "старой закалки". Тянется этот миф своими корнями еще во времена, когда "партии было виднее," а труды политиков и экономистов 80-тилетней давности служили неопровержимым источником теории и практики для всех видов деятельности: от науки и медицины до живописи и литературы. Сейчас в любой сфере (кроме разве что теоретической и квантовой физики) пересмотр "догм" и концепций происходит в среднем каждые 4-5 лет. Голова на плечах и способность к анализу и исследованию — это куда важнее, чем несгибаемая вера в то, что "всё сказанное в граните отливается."

 

"Нужно следовать правилам": если бы этот миф был правдой, то никакого Стива Джобса, Билла Гейтса, Марка Цукерберга, Боба Дилана, братьев Кличко и Тайгера Вудса не было бы. Отсутствие правил не означает, что надо переходить улицу на красный свет, есть руками вместо вилки и ножа и ругаться матом в общественных местах. Отсутствие правил означает, что нет универсального рецепта или привычной жизненной схемы, которым надо следовать, чтобы все вокруг были довольны, а вы "укладывались" в схему "детский сад-школа-институт-работа-женитьба-дети-квартира в ипотеку-внуки-старость-пенсия-смерть." Собственно, и образование в вузе мы получаем не для того, чтобы следовать правилам, а чтобы повысить свои знания в определенной нише и создавать что-то новое, что идет вразрез со старой схемой товарно-денежных, социо-культурных и технологических связей в обществе. Вот только в отечественных вузах почему-то об этом нюансе забыли.