Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Запорожский Водоканал: между кредитом и интересами населения

Запорожский Водоканал: между кредитом и интересами населения

Категорія: Позиція » Статті » Регіон

Запорожский Водоканал: между кредитом и интересами населенияГоворят, что коммунальные предприятия – это достаточно закрытые структуры, которые существуют как «вещь в себе». В число функций коммунальных учреждений входят тепло- и водоснабжение, транспортные связи, организация торговых сетей и многое другое. В обществе есть много критики насчет работы этих структур. Их руководители не всегда открыты для общения. Однако мы попытаемся немного приоткрыть завесу работы коммунальных предприятий нашего города. ПОЗИЦИИ об этом рассказали первый заместитель генерального директора Павел Узунов КП «Водоканал» и главный инженер Сергей Марков. 

 

– Что сегодня представляет собой коммунальное предприятие «Водоканал»?

 

Павел Узунов:


– Сегодня это одно из жизнеобеспечивающих предприятий Запорожья, которое занимается поставкой воды для населения и промышленных предприятий, а также водоотведением канализационных стоков. Запорожский водоканал – это более 3 тысяч работников, около 2,5 тысяч км сетей водопровода, более 1,5 тысячи км сетей канализации, более 200 единиц техники. Работа Водоканала отражается на каждом жителе города. Все в курсе, что в последнее время мы обсуждаем тему тарифообразования. Это очень острый вопрос, поскольку предприятие работает за счет уплаты существующих сегодня тарифов. Ведь водоснабжение и водоотведение – наш основной вид деятельности. Водоканал сегодня находится в достаточно сложной ситуации. У нас уже давно не было пересмотра тарифов (поднятие тарифа на 6% было весной прошлого года). За это время очень существенно подорожали составляющие этих тарифов. Плюс мы обязаны выполнять нормы по пересчету минимальной заработной платы, установленные правительством. Ныне существующий тариф не покрывает наши расходы. Мы пытаемся держать его на том же уровне, но в то же время понимаем, что вода должна быть у людей при любом раскладе. Люди должны чувствовать себя комфортно. Поэтому мы разработали комплекс мероприятий, которые позволят нам снизить затратную часть. Основные два направления: борьба с потерями воды и внедрение энергосберегающих технологий.

 

Является ли ваше предприятие самоокупаемым?

 

Павел Узунов:


– У нас есть своя особенность – в идеале мы должны работать за собственные средства. В принципе, Водоканал так и работает. Всю текущую деятельность мы обеспечиваем своим тарифом. Конечно, когда необходимы серьезные реконструкции, то мы используем деньги целевых фондов. Кроме того, нам помогает городской бюджет развития.

 

Хотелось бы узнать, насколько велика изношенность систем городского Водоканала?

 

Сергей Марков:

– Мы подходим к тому периоду, когда процент износа основных средств превышает 80%. Это, может быть, где-то и затмевает наши положительные результаты. Поэтому мы иногда не укладываемся в европейские сроки и нормы. Водоканал готов усилиться, ускориться, повысить эффективность работы, но нам, равно как и всей отрасли, нужны финансовые вложения. Своими силами решить данный вопрос мы не можем. Мы – заложники того, что имеем. И в такой ситуации обеспечиваем высокий уровень работы и положительные результаты.

 

– На что потрачен кредит ЕБРР, который вы взяли?

 

Павел Узунов:


– Кредит ЕБРР, который мы брали в 1999 году, уже давно освоили. Реконструкции, для которых брались деньги, уже проведены. Частично кредит брали и под перекладку определенного количества сетей. Перекладку тоже уже давно сделали. Все средства были освоены до 2005 года. Сегодня мы просто выплачиваем по кредитным обязательствам. Осталось заплатить два транша: 4 августа 2013 года и 4 февраля 2014 года.

 

– В ряде городов Украины крупные потребители воды переплачивают по сравнению с тем, что платят частные абоненты. Например, в Виннице на 238%, в Полтаве на 223%, в Харькове – 203%. То есть в этих городах власть максимально переложила оплату с приватных на крупных плательщиков. Какова ситуация в Запорожье?

 

Павел Узунов:


– В первую очередь, я хотел бы сказать о тарифообразовании. Тариф формируется не по желанию коммунальных предприятий. У нас есть Национальная комиссия регулирования коммунальных услуг, которая разрабатывает методику образования тарифов. В городах, о которых Вы упомянули, применяется перекрестное субсидирование. Для того чтобы максимально снизить нагрузку на население и компенсировать недоплату с его стороны, более высокий тариф возлагается на юридические лица. Мы до сих пор находимся в кредитном соглашении с ЕБРР, и являемся единственным Водоканалом в Украине, который работает по отдельной методике, согласованной именно с ЕБРР. Поэтому тарифы у нас устанавливает не Национальная комиссия, а запорожский городской исполком. В свое время Европейский банк нам категорически отказал в перекрестном субсидировании. Был очень большой резонанс в январе этого года, когда мы поняли, что слишком нагружаем население планируемым повышением тарифов, и вернули тариф на прежний уровень. Сегодня ведется очень серьезная работа и нами, и мэром, и областной администрацией для того, чтобы получить разрешение ЕБРР, Министерства экономики и Министерства ЖКХ изменить для Запорожья методику, и применить перекрестное субсидирование. Тогда мы могли бы, увеличив где-то на 30% тариф для юридических лиц, спасти финансовую ситуацию, не нагружая при этом население.

 

Сегодня Водоканал задекларировал борьбу с потерями воды. В первую очередь это касается крупных потребителей. Насколько реально улучшить ситуацию, пойдя по такому пути?

 

Сергей Марков:


– Борьба с потерями воды – сегодня для нас одна из самых главных задач. Это и самовольные подключения, и самовольное водопотребление. Оговорюсь, что самовольно подключиться могут не только крупные предприятия. Поэтому будем говорить обо всех потребителях воды. Вор действует всегда против интересов горожан. Это абоненты, которых интересуют только личные интересы. Они причиняют ущерб не только Водоканалу, но и всей громаде. К потерям воды мы относим: потери при подъеме воды, потери при транспортировке (утечки на старых изношенных сетях), потери при самовольном подключении и безучетном потреблении. Все наши сотрудники – это профессионалы, которые заинтересованы в сокращении потерь и повышении комфорта горожан. Нет специального затягивания при устранении утечек, все идет по плану и согласно нормам. Мы не только подаем воду, но и следим за ее санитарно-гигиеническим состоянием.

 

Что же касается тех несознательных абонентов, которые безоплатно пользуются нашими услугами, то для борьбы с ними создано подразделение технической инспекции. Механизмы работы самые простые: выбирается объект, выходит техническая инспекция и обследует тот участок, где обнаружены самые большие потери. Мы постучим абсолютно в каждую дверь и пересмотрим абсолютно любой договор. Преференций и поблажек нет ни для кого. Вопрос только во времени. Мы уже обследовали более ста предприятий, и в Водоканал вернулось порядка полутора миллионов кубов питьевой воды. Хочу отметить, что запорожские потребители (крупные) – в основном добросовестные. Самовольно отбирающих воду – немного, но они больше всех кричат. Не зря есть поговорка: «На вору и шапка горит». Если кому-то что-то неясно, он всегда может прийти к нам. Мы открыты для общения. Непосредственно я нахожусь по адресу: ул. Артема, 61, в кабинете главного инженера – приходите!

 

– Есть ли проблемы с водоснабжением у наших рядовых граждан? Много ли должников?

 

Павел Узунов:


– Проблем с водоснабжением сегодня почти нет. Наши технические возможности позволяют нам дойти до любого абонента и дать ему необходимое количество воды. Что касается качества, то случаются нарекания. Такая проблема есть. Мы контролируем воду, и санэпидстанция тоже контролирует. В тех контрольных точках, где идет набор проб, вода соответствует всем существующим нормативам. К сожалению, учитывая старые сети, есть проблема вторичного загрязнения. Но в целом качество воды нам удается держать на уровне. Что касается отношений с абонентами, то есть серьезная проблема, связанная с каким-то недопониманием со стороны потребителей. Мы – коммунальное предприятие, созданное громадой города для того, чтобы этой же громаде комфортно жилось. Поэтому каждый потребитель должен понимать, что если он сегодня украл воду у Водоканала, то Водоканал не дополучит денег. В результате проблемы завтра будут у этого же самого гражданина, который самовольно потребил определенное количество воды. Это цепная реакция. Более того, если мы сегодня не дособрали денег, значит, завтра мы вынуждены будем поднимать тарифы. За прошлый год мы имеем рост дебиторской задолженности по населению 11 миллионов гривен – это то, что люди не доплатили. На сегодняшний день дебиторская задолженность населения уже превысила 90 миллионов гривен. Но это видимая часть долгов. А есть еще та вода, забор которой мы не видим. Мы прекрасно понимаем, что можно пойти на рынок и купить специальные средства, позволяющие обмануть счетчик. Есть много законодательных проблем, которые нас ставят в очень неравное положение по отношению к недобросовестному абоненту. Мы достаточно бесправны. В итоге – имеем потери, недоплаты и вынуждены просить повышения тарифов для того, чтобы предприятие стабильно и полноценно функционировало.

 

Мы много лет зимой – с горячей водой, у нас оперативно устраняются любые проблемы, потому что мы стараемся и будем стараться делать все для того, чтобы в городе была вода. Поэтому надеемся на поддержку и взаимопонимание запорожцев!