Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Спонтанная неразбериха

Спонтанная неразбериха

Категорія: Позиція » Статті » Головна тема

Спонтанная неразберихаКлассическая формула былых лет, согласно которой всякие народные сборы в количестве более трех человек объявлялись делом для государства «неполезным», в какой-то степени по-прежнему действует и в Украине. Начиная с 2008 года активисты общественных организаций пытаются отстоять свои права на проведение спонтанных мирных собраний, то есть не предупреждая о них заранее органы власти или местного самоуправления, однако по сей день их требования остаются без удовлетворения. 

 

В 2009 году в первом чтении был принят правительственный законопроект, регулирующий проведение уличных акций и мероприятий, в том числе протестного характера. Но он не был оценен по достоинству ни политиками, ни общественными деятелями, и потому его окончательное принятие постоянно откладывается в долгий ящик. Периодически поступающие предложения внести поправки к документу не находят понимания у парламентариев, и закон остается недоработанным. Хотя разного рода акции в Украине проводятся гораздо чаще, чем позволяют себе «отвлекаться» на работу сами народные депутаты.

 

А раз нет внятного закона со всеми сопутствующими разъяснениями – значит, в стране царит неразбериха. Поди пойми, на чьей стороне правда – протестующих или тех, против кого они выступают. Это обстоятельство понуждает и активистов, и политиков продолжить поиск долгожданного компромисса в данном вопросе. Но процесс идет со скрипом, потому что ни одна из задействованных в переговорах сторон не намерена сдавать основные позиции. В этой ситуации все теряют драгоценное время, потому что без такого закона говорить о наличии демократического общества в Украине невозможно.

 

Сейчас законом предусмотрено, что организаторы акции должны подать заявку на ее проведение за 48 часов до начала оной. Вроде бы все верно: неизвестно же, с какими истинными мотивами и под какими лозунгами выйдут пикетчики на улицу на самом деле – хорошо бы убедиться в том, что их намерения действительно мирные и не несут угрозы общественному порядку. Мало ли – может, они пальбу в центре города откроют. Но с другой стороны, в прошлом году через суд было запрещено проведение около 85% уличных акций, что является очень высоким показателем. Следовательно, власть крайне щепетильно и избирательно подходит к вопросу, кому разрешить выказать свое мнение в такой форме, а у кого нос не дорос.

 

Так вот, сейчас активисты хотят, чтобы за ними было признано право на проведение так называемых спонтанных мирных собраний, то есть таковых, о которых сообщить в органы самоуправления заранее невозможно, а запретить или разогнать митинг или шествие никому не позволялось. В данном случае можно говорить о том, что власть вообще может не догадываться, чему посвящена та или иная акция, и это явно не позитивный момент. Вспомните недавно прошедшие по стране антифашистские шествия: все было оформлено по закону. А если бы на него наплевали, «за неимением возможности предупредить» кого следует? Тут уже не легкие потасовки пришлось бы разнимать, а жертв идеологической резни пересчитывать.

 

Исходя из вышесказанного, становится понятно, почему вопрос со спонтанными собраниями не находит позитивного отклика у власти и правоохранительных органов. В конце концов, их же потом и обвинят в допущении массовых беспорядков, а то и человеческих жертвах: зачинщики-то останутся на втором плане. Словом, пока мы самостоятельно не придем к тому, что мирные собрания должны в любом случае оставаться мирными, предлагаемые поправки к законопроекту вносить никто не будет – чревато последствиями. Особенно если учитывать, что стабильностью и толерантностью в нашем обществе давно уж и не пахнет.

 

Максим КОРОБЕЦ