Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Николай Фролов: «Сегодня возможности протолкнуть кого-то в студенты нечестным путем равны нулю»

Николай Фролов: «Сегодня возможности протолкнуть кого-то в студенты нечестным путем равны нулю»

Категорія: Позиція » Статті » Регіон

Николай Фролов: «Сегодня возможности протолкнуть кого-то в студенты нечестным путем равны нулю»Уровень образованности нации – интеллектуальное лицо любого государства. Не зря составители мировых рейтингов университетов ревниво оберегают позиции западной высшей школы. Ни украинские, ни российские вузы там практически не представлены.  Представители стран СНГ присутствуют лишь в одном из трех наиболее престижных рейтингов. Там 14 российских вузов, 8 казахских и 3 украинских. Но все они за пределами первых пяти сотен. А может  не все так плохо в нашем высшем образовательном эшелоне?  Мы все прекрасно знаем, что система образования в СССР была одной из лучших в мире. Неужели за 20 с небольшим лет мы все растеряли? О реалиях современной высшей школы мы говорим с ректором Запорожского Национального Университета Николаем Фроловым.
 

 

- Николай Александрович, Вы на протяжении всей своей трудовой деятельности неразрывно связаны с педагогической деятельностью и образовательной сферой. Скажите, за годы независимости, какие изменения претерпела наша высшая школа?


- За 20 лет в сфере образования произошли очень серьезные изменения.  Изменилась сама структура системы. В советское время идеологическая составляющая играла решающую роль в содержании образования как средней, так и высшей школы. Сегодня этой доминанты нет. Очень важным было то, что образовательная система перешла на государственный язык. Не менее важным было внедрение дифференцированной формы обучения, ориентированной на способности и таланты ребенка. Немаловажную роль сыграло и появление частных учебных заведений.

 

- Изменения продолжаются и сегодня. В частности, идет реформа системы образования. В Верховной Раде находятся сейчас три законопроекта, которые предполагают изменения в высшем образовании. Есть новшества в механизме приема в высшие учебные заведения. Достаточно ли всего этого для объективной оценки знаний абитуриентов?


- Я считаю, что новый закон о высшем образовании является одним из важнейших сегодня. Его обсуждают уже пять лет подряд. На данный момент законодательно не закреплены ни независимое оценивание знаний, ни система приема через электронную базу данных. Поэтому принятие данного закона чрезвычайно важно. Я поддерживаю  систему приема, которая на сегодня существует. Вступительная компания прошлого года подтвердила ее эффективность. Ее преимущества в принципах антикоррупционного отбора.  К сожалению, многие родители продолжают верить в то, что можно найти лазейку для беспроблемного поступления в вуз. Поверьте мне, как ректору, что сегодня возможности руководителей вузов нечестным путем кого-то протолкнуть в студенты равны нулю.  Хотя сегодня есть мошенники, которые обещают помочь с поступлением в тот или иной вуз. Поэтому меня радует то, что действующая система приема в вузы, прежде всего, антикоррупционная. Эта система обеспечивает социальную справедливость. К нам в прошлом году поступило 30% детей из сельской местности. Это говорит о том, что ребенок, который хорошо готовится к поступлению, имеет реальный шанс  стать студентом. Кроме всего прочего, хотелось бы отметить, что существующая система дала толчок к развитию самих университетов, их модернизации и повышению конкурентоспособности. Ведь студенты имеют возможность подать заявление сразу в несколько вузов на ряд специальностей в каждый.

 

- Не менее важный вопрос – это сам образовательный процесс, то есть способ получения знаний. В западной модели превалирует либеральный подход.  А что характерно для украинской модели образования?


- Я думаю, что следующим важным шагом в реформах высшей школы станет самостоятельный выбор студентом своего преподавателя. Мы к этому должны прийти, потому что конкуренции должна быть не только между университетами, но и внутри них – между коллективами преподавателей. Нельзя забегать вперед, чтобы не ввергнуть университеты в хаос, но рано или поздно мы придем к этой западной либеральной модели. Однако, хочу подчеркнуть, что это не панацей. Есть ведь и путь японских и корейских университетов, когда через высокие требования к преподавателям обеспечивается высокий уровень преподавания.

 

- А какой опыт можно взять из советской системы образования?


- Не нужно заблуждаться, ведь наши школы и университеты не очень далеко отошли от форм и методов работы, присущих советской системе образования. Тем более – большая часть кадров преподавателей воспитана именно в той системе. Они являются носителями того хорошего ( в большей части), что было в образовании СССР. Однако советская система была хороша для той социально-политической модели, которая существовала в то время. Образовательная система и создавалась под ту модель, которая реализовалась в то время. Нынешняя система образования будет адекватной только в том случае, если она будет соответствовать нынешним социально-политическим и экономическим реалиям. Вывод – из той системы надо брать лучшее, но строить все равно новое!

 

- Насколько образование в мире отошло от понятий классического? Сохраняются ли давние традиции?


- Сила любого университета во многом основана на традициях. Но сегодня классический университет – это, в первую очередь, тот университет, который идет в ногу со временем, имея весь набор специальностей, необходимых для университета в мировом понимании.

 

- Хочу процитировать министра образования Дмитрия Табачника: «Современный европейский университет – это всегда узел разработки и внедрения новых технологий». Что по этой части делается в ЗНУ?


- В советское время вузы были, в первую очередь, образовательными центрами. Вся наука была сосредоточена в академических центрах, НИИ. Сейчас мы должны прийти к европейскому пониманию, что такое университет. А в Европе традиционно университет – это не только центр образования, но и центр науки, и центр исследования. Если говорить конкретно о ЗНУ, то мы последовательно прилагаем усилия к тому, чтобы наш университет стал не только известным образовательным центром, но и крупным научно-исследовательским центром. За последние 10 лет мы продвинулись в этом направлении очень далеко.  Для нас сегодня очень важно отработать ту европейскую модель, по которой взаимодействуют предприятия страны и научно-образовательные подразделения ЗНУ.  Это слабое место во всех вузах Украины. К сожалению, наши предприятия далеко не все готовы вкладывать деньги в науку.