Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Житель Запорожья изготовил копию торбана Мазепы

Житель Запорожья изготовил копию торбана Мазепы

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Культура

Житель Запорожья изготовил копию торбана МазепыНа Хортице показали уникальный музыкальный инструмент времен казачества. Изготовил 36-струнный торбан потомственный скрипичный мастер из Запорожья Вадим Викснин.

 

 

 

Недавно семья: 14-летняя Мария, 10-летняя Дарина, 8-летний Славко и 7-летняя Настя, а также их мама Оксана провели получасовой концерт в историко-культурном комплексе «Запорозька Сич».

 

Мария Викснина – главная солистка научилась играть на торбане, требующем сложных приемов в игре, благодаря своему отцу, причем занимается она по четыре часа ежедневно. Внешне торбан больше похож не на бандуру, а на барочную лютню, от которой отличается наличием большего количества струн и более объемным звуком.

 

Вадим Викснин увлекается возрождением украинского инструмента торбан, пытается возродить школу игры, собирает нотную литературу, касающуюся торбана. Также изготавливает колесные лиры, кобзы, гудки, козабасы.

 

Верхняя дека торбана изготовлена мастером из елки, нижняя – из запорожской гледичии (крупное быстрорастущее листопадное дерево), а бока – из клена. Струны заказывались в Италии и Пензе, поэтому они по-разному звучат.

 

Всего в коллекции Виксниных имеется три торбана. Из них самый дорогой – копия инструмента Мазепы. Интересно, что торбан, на котором играл легендарный гетман, остался в рисунках и в фотографиях. Он хранился в музее в Чернигове, но пропал во время войны – был то ли вывезен, то ли «погиб» в пожаре.

 

Как рассказал заведующий историко-культурного комплекса «Запорозька Сич» Михаил Левченко, этот инструмент интересен тем, что в XVII-XVIII веках был распространен, а потом утрачен, как и техника игры. Сейчас в мире их единицы, поэтому ценен даже новодел. Так в Запорожье торбан звучал впервые за двести лет. Заповедник, конечно же, хотел бы иметь подобный инструмент, как и другие старинные. Однако отсутствие целевого финансирования портит все дело.

 

Виктория КИРИЛЕНКО, фото Александра ПРИЛЕПЫ