Супермаркеты оштрафуют на 20 миллиардов гривен за высокие ценыКатегорія: Суспільство, Гроші
Однако эксперты не верят в то, что цены на продукты снизятся.
Антимонопольный комитет Украины предъявил официальное обвинение большинству крупнейших торговых сетей страны - якобы те завышают цены на продукты, берут необоснованные комиссии за размещение товаров на полках и требуют отсрочку платежа на срок до 120 дней. Все эти действия, по мнению чиновников, привели к тому, что цены на продукты питания в столице за 2010 - 2011 годы выросли на 22 - 38%, а на некоторые продукты и вовсе - на 50 - 70%, тогда как официальная инфляция составила 13,5%. За эти нарушения двум десяткам сетей супермаркетов грозит штраф 10% от оборота на общую сумму 20 миллиардов гривен.
"КП" расспросила экспертов, помогут ли такие драконовские методы снизить цены на продукты.
Диктует рынок
Итак, самое главное обвинение антимонопольщиков заключается в том, что сети синхронно меняют цены. Независимые эксперты рынка не видят в этом никакой теории заговора и объясняют сезонными колебаниями.
- Мне очень трудно себе представить, что владельцы торговых сетей собираются вместе за чашкой чая, чтобы обсудить цены на помидоры или яйца - это просто смешно! - отметила "Комсомолке" начальник аналитического отдела консалтингового агентства ААА Мария Колесник. - Я уже не говорю о том, что у обвиняющей стороны должны быть доказательства. Причина почти одновременного повышения или понижения цен в торговых сетях общеизвестна - рынок. Стоимость товара зависит от цены поставщика, сезонности, спроса и ряда других факторов, но никак не от того, что супермаркеты сговариваются между собой.
Кстати, даже согласно нашим данным, колебания цен в столичных супермаркетах, были не такими серьезными, как это описывают чиновники (см. ТОЛЬКО ЦИФРЫ).
Плата за полку
Большинство опрошенных нами специалистов крупных компаний производителей продуктов питания неформально подтверждали необходимость платить за то, чтобы попасть на полки супермаркетов.
- Начнем с того, что товар поставщика просто так попасть на торговые полки не может, - рассказал "Комсомолке" директор столичной дистрибьюторской фирмы Игорь Коваленко. - Например, за сотрудничество с одной известной торговой сетью, причем не в столице, с меня запросили 30 тыс. грн. - это так называемая "плата за партнерство". Плюс по 3 тыс. грн. за присутствие в каждом магазине сети и 300 грн. за каждое наименование товара.
Впрочем, даже эти суммы не гарантируют, что товар уже продается - ведь его надо где-то поставить! Супермаркет не бросит любимого поставщика в беде и предложит арендовать по своему усмотрению стойку, полку или поддон (1-2 тыс. грн.). Самая дорогая полка - на уровне глаз, недаром она называется "золотой", самая дешевая - в самом низу, практически на полу.
- Но и все вместе взятое опять-таки не гарантирует, что товар расположился в магазине "согласно купленному билету", - продолжает Коваленко. - Если не нанять сотрудников, которые будут контролировать, где и как выставлена продукция, товар окажется задвинутым далеко и надолго.
Впрочем, и этим расходы не ограничиваются. С поставщиков берется еще и так называемый бонус: за "продвижение" торговой марки супермаркет оставляет себе каждый месяц 5-10% суммы, которую он должен за поставленную продукцию. Кроме того, в некоторых случаях есть еще и годовой бонус - 1-2% от объема реализованной за 365 дней товарной массы.
- Стоимость постановки товара зависит от политики сети, объема продаж именно твоей конкретной продукции, позиции компании на рынке, длительности ваших взаимоотношений, - говорит маркетолог одной из крупных пивных компаний. - И это общемировая практика. Чем лучше продается твой товар - тем дешевле его поставить на полку. Супермаркету важна оборачиваемость товаров, поэтому за популярный товар берут меньше. А с того, что залеживается на прилавке, - больше, для его продвижения. При этом все взаимоотношения с поставщиком оформляются официальным договором, где прописываются размеры вознаграждения сети.
Что самое интересное, наибольшую поддержку среди поставщиков вызывает только третий пункт обвинений антимонопольщиков - затягивание розничными сетями перечисления денег за реализованные товары.
Что дальше?
Аналитики единодушны: в ближайшее время нас ждут не подорожания и не банкротства, а суды, которые могут затянуться на несколько лет. Практика показывает, что в случае спорных ситуаций бизнес-структуры в поисках правды обращаются именно к судебной системе. А зная любовь к деньгам наших предпринимателей, можно быть уверенными: 10% от своего оборота так просто никто не отдаст!
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Иная версия
Как известно, "Комсомолка" уже несколько лет подряд ежемесячно делает собственное исследование цен в супермаркетах крупных городов, где есть наши редакции. Мы сознательно отказались от анализа цен на основании самых дешевых товаров, как это делает Госкомстат, а включили в наш продуктовый набор торговые марки средней ценовой категории. И как показывают данные, цены в супермаркетах столицы по этой категории товаров не только практически не менялись, но и даже немного снизились. Правда, как считали чиновники Антимонопольного комитета, мы не знаем. Не исключено, что они делали выборку совсем по другим группам товаров, которые не учитывали наши расчеты.
|
||||||||
Автор: administrator
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.