Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Не только грамотность…

Не только грамотность…

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Не только грамотность… Чуть более десяти дней тому мир, а вместе с ним и Украина отметили Международный день грамотности*. К счастью, пока что у нас имеются для этого основания. Хотя к современной школе много претензий.

 

Однако на массовую неграмотность в нашей стране пока грех жаловаться. В образовательной сфере Украины существуют довольно высокие стандарты: среднее образование доступно и обязательно для всех, а большинство желающих детей сегодня поступают и в вузы. В то же время в мире существует около пятидесяти стран, которые обеспечивают своим гражданам доступ хотя бы к начальному образованию. Так что у нас все еще не так плохо – хотя бы с грамотностью.

 

Но в этой бочке меда есть и своя ложка дегтя: языковая проблема. Многие дети говорят в школе на одном языке, думают на другом, что, разумеется, отражается на уровне усвоения знаний. Но это, конечно, не школьная, а политическая проблема. И уж точно нельзя винить в этом людей, которые за более чем скромные зарплаты выполняют ответственную, тяжелую и – будем откровенны – неблагодарную работу учителя. И неплохо выполняют. Сегодня в Украине человек, не умеющий читать и писать, – это нонсенс и сенсация. Однако куда печальнее ситуация в сфере не образования, а воспитания человека. Здесь, увы, нельзя опираться на школьную программу.

 

Сегодня мало кто может сказать, каких людей мы хотим видеть «на выходе» в результате воспитательного процесса. Разве что родители примерно представляют, чего ждут от своих детей. И то не все, а, скорее, меньшинство. А между тем создать воспитательные ориентиры – это функция государства. Того самого, которое сегодня в школе ограничивается требованиями зазубрить слова национального гимна и прослушать умеренное количество нотаций о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

 

Основным же фактором, влияющим на формирование подрастающего поколения, остается наша, скажем так, спорная реальность: телевидение, улица, социальная среда и море информации в глобальной сети Интернет.

 

И это удивляет. Казалось бы, власть активно интересуется общественным мнением, пытается влиять на него, тратит немалые средства на политтехнологии, на участие в телепрограммах, создает различные партии, но при этом мысль, что гражданина можно и нужно воспитывать, почему-то никому во властных коридорах не приходит в голову. Это и выдает в большинстве наших «правителей» временщиков, живущих по принципу: после нас – хоть потоп.

 

Ушедшая в небытие советская система была в этом вопросе куда последовательней – и в позитивном, и в негативном смысле этого слова. Идеал морального, интеллектуального и даже физического облика гражданина советской страны задавался сверху. И в принципе, думаю, это правильно.

 

К примеру, банальный и набивший нам в детстве оскомину призыв «уступать место в транспорте старшим» или «переводить старушек через улицу» имел вполне конкретный результат: в те времена, в отличие от сегодняшних, вряд ли можно было увидеть столько молодых парней, развалясь сидящих в автобусе, и стоящих рядом «теток с сумками».

 

Детям, а нередко и взрослым, нужны примеры для подражания, нравственные ориентиры, гармоничные системы убеждений и взглядов на мир, которые транслируются через литературу, кино, подмостки театра и эстрады, газетные полосы и речи с трибун. Сейчас модно кивать на Америку и Европу. Так вот можно посмотреть, сколько ресурсов там бросают на пропаганду «американского образа жизни» или пресловутой европейской толерантности. И, между прочим, не только на своей территории. И это для нас еще один повод задуматься.

 

*8 сентября – Международный день грамотности (International Literacy Day), один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций.

 

Анна ВСЕХСВЯТСКАЯ