Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Нас ждет ускорение старения нации

Нас ждет ускорение старения нации

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Нас ждет ускорение старения нации Новая молодежная политика государства вынудит украинцев позднее обзаводиться детьми и ограничиваться одним ребенком в семье.

 

 

Одной из главных тем конца сентября стало грядущее снижение официального возраста молодежи с нынешних 35 до 28 лет. Такая инициатива содержится в утвержденной президентом Стратегии развития государственной молодежной политики на период до 2020 года (Указ № 532/2013 от 27 сентября). Законодательное закрепление этой новации планируется провести на первом этапе реализации стратегии – в период 2013-2015 годов.


В Министерстве молодежи и спорта, по чьей инициативе сделана такая поправка, объясняют это желанием следовать в русле мировых тенденций. Действительно, по классификации ООН к молодым отнесены люди в возрасте от 15 до 24 лет. Но, во-первых, с оговоркой, что эти возрастные рамки действуют «без нарушения права на определение странами-участницами» собственных возрастных границ. Во-вторых, они используются в основном для статистического учета. А вот «молодежные льготы» в европейской практике чаще распространяются на людей гораздо старшего возраста. Например, в Люксембурге родители могут получать пособие на учащегося сына или дочь до достижения ими 27-летнего возраста. «Отраслевые льготы» могут трактовать молодежный возраст еще шире. Скажем, в Австрии государственную поддержку как молодой фермер может получать гражданин до 40 лет. В соседней России профильный комитет Госдумы сейчас разрабатывает законопроект, по которому молодежный возраст россиян будет увеличен с 30 до 35 лет, что позволит этой категории населения пользоваться «молодежными» льготами, в том числе при покупке жилья.


У нас же планку молодежного возраста снижают не столько ради унификации с Европой статистических расчетов, сколько для того, чтобы ограничить круг потенциальных получателей «молодежных» льгот. Поскольку законодательно закрепленные возрастные рамки для молодежи и действующие льготы для нее поставлены в прямую зависимость друг от друга. «С 1991 года, когда начала вестись такая статистика в Украине, соотношение молодых людей в возрасте 15-24 года и 24-35 лет к общему числу жителей оставалось практически неизменным. По состоянию на начало 2012 года к первой категории относилось 13% украинцев, ко второй – 31,4%. Соответственно, пересмотрев законодательно определенный возрастной порог для определения молодого человека, можно сразу наполовину сузить круг лиц, имеющих право на льготы, что вполне объяснимо. По моим подсчетам, если учесть средства, выделяемые бюджетами всех уровней на молодежные программы, на каждого молодого украинца придется примерно 14 копеек в год», – рассказал независимый эксперт по вопросам молодежной политики Валерий Головенько.

 

Хотя перечень молодежных привилегий в нашей стране не так уж велик. «Новый закон «О занятости населения», вступивший в силу с 1 января 2013 года, установил обязательную для работодателей квоту в зависимости от числа штатных сотрудников на трудоустройство молодых специалистов, которые впервые принимаются на работу. За несоблюдение этого требования предусмотрен штраф в размере двух минимальных зарплат за каждый отказ в трудоустройстве представителя этой категории населения. Законопослушные компании могут претендовать на компенсацию уплаченного за молодых специалистов единого социального взноса. Также закон оговорил возможность получения жилья и одноразовой адресной помощи молодыми работниками, трудоустроенными в некоторых сферах деятельности в сельской местности, к примеру, медработникам», – рассказала юрист ЮФ «Астерс» Инесса Летич.

 

Впрочем, наиболее осязаемой для молодых людей является возможность привлечения льготных кредитов на покупку или строительства жилья. «В 2012 году по программе льготного молодежного кредитования Государственным фондом содействия молодежному жилищному строительству за счет всех источников финансирования предоставлен 361 кредит на общую сумму 119,5 млн. грн. В этом году профинансировано заключение договоров на общую сумму 90,8 млн. грн. Кроме того, для оплаты в Госказначейство предоставлены платежные документы еще на 18,1 млн. грн», – сообщили в Госфонде содействия молодежному жилищному строительству. Бюджет на текущий год также оговаривает выделение 111 млн. грн. на компенсацию части ставки по коммерческим кредитам, привлекаемым молодежью на покупку жилья. Однако эти средства – капля в море. (Для сравнения: на отдых детей в «Артеке» заложено 128,4 млн. грн.) И еще одна показательная цифра: по данным Федерации профессиональных союзов Украины, по состоянию на начало июля на квартирном учете состояло более 111 тыс. молодых семей, из которых треть провели в очереди более десяти лет. Финансирование такой преференции, как льготное кредитование обучения, в бюджете последних лет отсутствует вовсе.

 

«Безусловно, снизив порог молодежного возраста, государство увеличит шансы на получение льготных кредитов для тех, кому до 28. Однако люди этой возрастной категории, как правило, только окончили учебу, только создали семью (средний возраст вступления в брак в Украине у мужчин – около 27 лет, у женщин – 24 года) и еще не готовы или не могут обслуживать даже льготный кредит. С другой стороны, задекларированная политика государства вынудит молодые семьи откладывать рождение детей. А ведь чем позже это происходит, тем выше вероятность того, что в семье будет только один ребенок. Соответственно, о выравнивании демографической ситуации, когда нация постепенно стареет, а смертность превышает рождаемость, говорить не приходится», – считает экс-замминистра соцполитики, «ударовец» Павел Розенко.

 

Тем более что демографический эффект от снижения планки молодежного возраста усилит повышение до 60 лет пенсионного возраста для женщин – украинки в более позднем возрасте смогут начать помогать своим детям воспитывать внуков, что для многих молодых пар, делающих карьеру, тоже является значимым фактором, когда они решают завести ребенка.