Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » От самоуправства – к самоуправлению

От самоуправства – к самоуправлению

Категорія: Позиція » Статті » Економіка

От самоуправства – к самоуправлениюСо значительной степенью уверенности сегодня можно утверждать, что украинское государство при нынешнем политико-экономическом устройстве практически достигло предела своего развития. «Окончательная» победа украинского олигархата над классом средних и мелких предпринимателей произошла при непосредственным участии государственной машины и конкретно силовых органов, а само государственное устройство и де-факто, и де-юре стало полностью авторитарным. И если авторитаризм советского периода характеризовался доминантой в целом системы власти, то сегодня он выражается в конкретных украинских личностях.
 

Не менее пятидесяти процентов экономики находится в тени (и если ее вдруг легализировать, то либо окончательно обнищают рядовые граждане, либо под бременем налогов будут массово закрываться предприятия), передел власти и капитала чреват социальными катаклизмами, а окружающий мир рассматривает Украину лишь как источник доходов, продукт для потребления. Уже практически невозможно повышать уровень богатства отдельных личностей, усиливая степень принуждения по отношению к большинству. Нет никакой возможности в целом развивать украинскую нацию. Решение вопроса лежит только в плоскости развития демократизации как общества, так и капитала, перераспределения внутренних ресурсов, развитии местного самоуправления. Демократические подходы предполагают появление субъектов – как структур, так и личностей – которые имеют возможность самостоятельно, без указки сверху, реализовать стратегические задачи. Без появления таких субъектов ожидать роста дееспособности нашего государства наивно. Пусть даже на локальном уровне – в регионе, области, в городе. Как отдельно взятая городская власть решает вопросы организации достойной жизни горожан мы беседуем сегодня с председателем общественного совета при запорожском горисполкоме Екатериной Акулой.

 

 

– Екатерина Юрьевна, расскажите, для чего и когда был создан Общественный Совет при горисполкоме?

 

В 2010 году была создана инициативная группа, которая и разработала порядок проведения всех действий с общественностью. Общественный Совет – это «консультаційно-дорадчий» орган, призванный заниматься вопросами экономического и социального развития города, а также быть активным участником обсуждений по разным вопросам. В состав Совета входит около 60 представителей общественных организаций различного направления. Что уже сделано? Наши первые шаги были связаны с реформированием здравоохранения, когда мы обсуждали немало важных вопросов. И вторая очень важная сфера – это жилищно-коммунальное реформирование. Обсуждение разных вопросов, в том числе и тарифов, в очередной раз дало понять, что люди не совсем понимают то, о чем они говорят. Вот, Общественный Совет, как раз и помогает высказать народное мнение на более профессиональном уровне.

 

– Европа давно культивирует вопросы местного самоуправления. Как Вы видите ситуацию с местным самоуправлением и конкретно в самом Запорожье?

 

– В большей степени сегодня все зависит от грамотного руководителя. При таком руководителе город поднимается выше, в том числе и в вопросах демократии и построения гражданского общества. Кроме того, само общество должно быть готово к пониманию демократии. Мы любим рассуждать на кухне, но до конкретных дел на практике доходит редко. Нужно начинать с образованности людей, с популяризации таких вопросов в СМИ, а также с активной консультационной работы власти.

 

– Как сегодня в Запорожье проходит процесс организации ОСМД? Кто конкретно занимается созданием ОСМД в структуре самоуправления? Кого нужно привлекать к руководству в ОСМД в конкретном доме? Где брать такие кадры?

 

– До сегодняшнего момента в Департаменте коммунального хозяйства был отдел по работе с ОСМД и обращениями граждан. Сейчас этот отдел обосабливается, и будет работать исключительно с ОСМД и ЖСК. Сотрудники отдела будут оказывать грамотную поддержку и консультативную помощь активистам, которые организовывают ОСМД. Главная проблема ОСМД на этапе формирования - это отсутствие финансовой грамотности, часто организаторы ОСМД нуждаются в качественном бухгалтерском обслуживании - , с этим мы тоже помогаем. Это будет некий ресурсный центр, где сосредоточатся «умственные» и практические материалы по созданию и функционированию ОСМД. Кто будет находиться в руководстве самих ОСМД? Это будут просто активные жители.

 

– Насколько украинцы готовы в финансовом смысле строить у себя Европу в части организации ОСМД?

 

– ОСМД в Европе и Америке – это кондоминиумы. Этому понятию уже две тысячи лет. Кондоминиум – это совладение. Мы ничего нового не придумываем. Наверно нам сегодня тяжело, потому что коммунистическое общество десятилетия шло несколько по иному пути. Мы никогда не были собственниками жилья (за исключением частного сектора). За нас все решало государство. Создание ОСМД почти не требует финансирования. Законодательно этот процесс прописан бесплатно. Единственное – оплата за нотариальное удостоверение (примерно 600 грн).

 

 В плане создания таких обществ совладельцев все абсолютно страны прошли жесткий процесс реформирования. Там не было времени подумать.

 

Часто говорят, что в США в многоквартирных домах нет кондоминиумов. Это правда. Но в таких домах там нет и собственности. По нашим законам следует, что в процессе передачи дома на баланс предыдущий балансодержатель участвует в капитальном ремонте. Законодатель не определил нормы такого участия. Поэтому люди часто жалуются, что государство не проводит капремонт. На самом же деле только в текущем году органам местного самоуправления было выделено 2 миллиона гривен для организации будущих ОСМД и для их капремонтов. Ими еще никто не воспользовался. Поэтому не нужно говорить, что вам денег не дают! Вы их просто не берете!

 

– Какие договора заключаются при создании ОСМД? У людей есть много страхов по этому поводу? Вам известны примеры таких опасений? И стоит ли на самом деле чего-то бояться?

 

– В ОСМД нет договоров, там есть устав. Если на учредительном собрании будет присутствовать 51% жителей, то ОСМД будет создано. Остальным 49% придется подчиниться большинству. Если противники не будут вносить средства на содержание дома и придомовой территории, то такие задолженности будут взыскаться через суд принудительно. Большинство страхов людей вообще не имеют оснований. Например, собственник жилья не будет лишен права продавать свое жилье и т.д. Что касается функционирования ОСМД. В нем будет работать паспортист, выполняющий исключительно единственную функцию – выдачу справок. Такие справки также может выдавать председатель либо бухгалтер ОСМД. Что касается хозяйственной деятельности. Тут есть несколько вариантов. Первый – председатель ОСМД выбирается из жильцов дома. Второй – привлечение управляющей компании. Третий – заключение договора с тем же «Основанием» на оказание услуг. То есть, ОСМД – это орган, который управляет процессом и контролирует расходы средств. Это балансодержатель.  

 

«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Этот бессмертный классический афоризм как нельзя более подходит к ситуации, сложившейся в сфере ЖКХ на Украине. Это богатый Советский Союз мог содержать своих граждан, это там было кому пожаловаться, это тогда было построено все то, что рушится только сейчас. И ныне помочь себе можем только мы сами. Благо, что современное украинское государство осознает, что бюджет страны в ближайшие годы – это «тришкин кафтан», и осознанно делегирует полномочия по самоуправлению нам с вами. Вопрос в том, как мы распорядимся возможностями и полномочиями, которые предоставляются нам. Мне кажется, что только ответственность за тот дом, где мы живем, наравне с требовательностью к городской власти за выполнение обещаний преобразят мир вокруг нас.

 

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ