Связавший время с пространством
11 листопада 2013 12:12
Переглядів: 443
Коментарів: 0
Надрукувати
В
Запорожье показали сверхоперу по сочинениям Велимира Хлебникова -
знаменитого поэта XX века. Исполнители – дуэт «Виолончелиссимо» (Одесса)
Ольга Веселина и Вадим Ларчиков.
Третий международный фестиваль организован Классическим приватным университетом и Европейским институтом Университета Дзёти (Токио). Мероприятие органично объединяет представителей разных искусств, сопровождая поэтические акции художественными выставками, театральными и музыкальными действами по мотивам творений Велимира.
Все попытки описать значение Хлебникова падают и бледнеют перед одним движением его губ, произносящих такую строчку, как: «Песенка – лесенка в сердце другое». Или: «Русь, ты вся поцелуй на морозе!». И вот еще: «И тополь земец, и вечер немец, и море речи, и ты далече...». Каждая строка эпопея!
Критики склоняются к мнению, что Велимир, которого при жизни называли гением, а Владимир Маяковский считал своим учителем, не выдумывал слова, а показывал нам в языке такие стороны, о которых мы не подозревали. Любопытно рассуждал сам Хлебников: «Чары слова, даже непонятного, остаются чарами и не утрачивают своего могущества. Стихи могут быть понятными, могут быть непонятными, но должны быть хороши, должны быть истовенными».
Известный современный поэт, перформер и культуролог, куратор фестиваля Сергей Бирюков полагает, что Хлебников хотел победить числом, словом и звучанием. В свое время поэт ввел в литературный обиход термин «сверхповесть» или «заповесть». Суть его сам автор определяет как произведение, действие которого происходит сразу в нескольких временах и плоскостях; это «повесть в кубе», в отличие от классической, с линейным сюжетом. «Стройматериал» сверхповести – множество самостоятельных, логически не связанных между собою сюжетов-«рассказов».
Музыкально-театральная интерпретация творчества Хлебникова потребовала обращения к жанру сверхоперы, не существовавшему ранее. Однако в новом произведении одесского композитора Вадима Ларчикова «Связавший время с пространством», прошедшем 7 ноября в ДК им. Кирова, нет места традиционному оперному пению. Термин «опера» трактуется здесь в его изначальном смысле как «работа, творение».
Отметим, что ранее премьера дуэта «Виолончелиссимо» с большим успехом прошла в Москве в рамках Международного театрального фестиваля к 100-летию русского футуризма.
Виктория КИРИЛЕНКО
|