Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Пару капель на нашу мельницу

Пару капель на нашу мельницу

Категория: Позиция » Cтатьи » Культура

Пару капель на нашу мельницу

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой.

Николай Некрасов

 

 

Редкий библиофил обойдет вниманием творчество Леси Украинки, Тараса Шевченко, Ивана Франко, Михаила Коцюбинского. Это классические авторы. Благодаря огромному вкладу в национальную литературу они стали частью культурного наследия Украины. Можно назвать другие имена, так называемого периода тоталитаризма, полюбившиеся и незабываемые – Олесь Гончар, Василь Симоненко, Иван Драч, Борис Олийник, Павло Загребельный, Василь Стус… Список можно продолжать. Имена этих авторов синонимичны понятию «совесть нации». В их изданиях поднимались общечеловеческие проблемы добра и зла, чести и бесчестья, любви и ненависти.


Есть авторы, с чьим творчеством многим посчастливилось познакомиться еще в детстве. Например, Всеволод Нестайко. В 1979 г. решением Международного совета по детской и юношеской литературе при ЮНЕСКО «Тореадори з Васюківки» были внесены в Особый почетный список Г.-Х. Андерсена как выдающееся произведение современной детской литературы.


В подростковом возрасте меня очаровала своей высокой моральностью трилогия Олеся Гончара «Знаменосцы» – первый правдивый роман о Великой Отечественной войне в украинской литературе. Студенткой познакомилась с романом-предостережением «Собор». Раньше не могла – был запрещен. В нем рассматриваются философские, моральные, исторические и экологические проблемы, в частности, проблема исторической памяти нации. «Собор» стал символом существования духовных связей между поколениями.


К упомянутым именам сегодня подобрано скучное определение «хрестоматийные», но за этим стоит огромная читательская любовь за приобщение к красивому языку, содержательные сюжеты и необычные судьбы героев. Все эти произведения – о сложной судьбе личности в современном ей мире, о месте среди людей, о нравственном выборе. Высшей пробы литературный уровень тогдашней читательской аудиторией принималось как что-то само собой разумеющееся, да и авторский цех на большее, чем общественное признание, и не претендовал.


Однако времена изменились, и сегодняшняя литературная интеллигенция, помимо претензии на признание, претендует еще и на влияние в обществе. Она именует себя либеральной (от лат. liberalis – свободный) в силу своей публичности и близости к народу (участие в политических акциях, социальной деятельности). Зачастую это последний способ привлечь внимание за неимением активного читательского интереса к ее творчеству.


Цвет украинской либеральной интеллигенции – современные писатели, безусловно, творцы, но дело в том, что наши граждане преимущественно предпочитают зарубежных авторов или украинскую классику, поэтому отечественные книжные магазины, следуя здоровой конъюнктуре, предлагают потребителям из десяти авторов лишь двух украинских современников, и нашим писателям собственноручно приходится заниматься раскруткой своих произведений. Например, Ирэна Карпа даже из собственного антирейтинга извлекает выгоду. Получив антипремию «Золотой пузырь» за книгу «Добро и зло», осталась довольна: мол, тиражи и объемы продаж вырастут. Вряд ли, потому что в ее, без определенного жанра, «литературному доробку» от нецензурщины весьма подташнивает. Ирэна Карпа очень активная писательница – подрабатывает моделью, поет, востребована в качестве фотомодели в Playboy. Куда тут до оттачивания пера – проще выдать «прозову тошниловку» за «шедевр продвинутости».


Писательница Лада Лузина свои книги продвигает не без участия подружки Натальи Могилевской, поэтому в национальных рейтингах считается одной из востребованных авторов. Интересно, какая читательская аудитория у сотрудницы газеты «Бульвар»?


И Ирэна Карпа, и Лада Лузина пытаются влиять на общественное мнение, но лишь ради личного обогащения. Они хоть в политику не лезут, чего не скажешь о Викторе Андруховиче. Почитатели нарекли его «патриархом современной украинской литературы», у которого «палка потреба, /у нього жадання слізне: / окраєць нічного неба / піймати у фокус лінзи»... Так начинается не совсем складное стихотворение «Астролог». Ну, на вкус и цвет… Однако насколько показательно Андрухович демонстрирует убийство литературы политикой в фрагменте о Москве: «Це місто втрат. Добре б його зрівняти з землею. Насадити знову дрімучі фінські ліси, які тут були раніше, розвести ведмедів, лосів, косуль – хай пасуться довкола порослих мохами кремлівських уламків, хай плавають окуні в ожилих московських водах, дикі бджоли хай зосереджено накопичують мед у глибочезних пахучих дуплах. Треба цій землі дати спочинок від її злочинної столиці. Може, потім вона спроможеться на щось гарне. Бо не вічно ж їй отруювати світ бацилами зла, пригнічення й агресивного тупого руйнування!..». Подобные русофобские выпады больше похожи на торжество либерастии (ненависть к государству, строю), нежели на национальное литературное достояние.


Мария Матиос, не менее заполитизированная писательница, сегодня в Верховной Раде принимает законы. Роман «Солодка Даруся», написанный в 2002–2003 гг. и опубликованный годом позже, – вещь для восприятия тяжелая, состоит из диалогов. По мнению Павла Загребельного, писательница романом «решительно отбросила правила политической осторожности и общественных табу – и на свой страх и риск осуществила жесткое путешествие в наш кровавый исторический ад». Не могу согласиться с почитаемым мною писателем относительно рисков. Как для «незалежной Украины» – достаточно конъюнктурное произведение о трагической судьбе гуцульской семьи при тоталитарном режиме. Как в 1980-х Владимир Яворивский написал повесть «Вічні Картеліси», где рассказал о трагедии волынского села, сожженного бандеровцами, которых назвал янычарами, вонзившими нож в спину украинского народа. При любом строе есть свои «трубадуры». Сегодня «трубадур» Яворивский раздувает меха дремучего национализма, который он в советский период своей жизни поносил. И не мучает совесть этого «гнилого интеллигента» украинской литературы…


Сегодня продажи некоторых авторов едва достигают двух сотен экземпляров за год. В рейтингах украинских СМИ их называют «самые читаемые и влиятельные украинские писатели...». А «25 наиболее успешных украинских писателей» – это те, чьих книг продано, наверное, более чем двести в год.


Эта литературная интеллигенция вхожа на телеканалы, где приветствуется пропаганда «европейских ценностей» и недопущение более талантливых русскоязычных авторов в свою «элитную среду». Своим духовным убожеством они оскорбляют миллионы сограждан, считающих родным русский, который как минимум также богат и могуч. Да либеральная интеллигенция против и советских авторов, не по языковому принципу – украинский у тех превосходный, а по причине содержания произведений. (О дремучести национальной либеральной элиты – тема отдельной публикации.)


Они недоброжелательно отзываются о советском строе, а людей старой формации называют «совками». Только почему-то «совки» смогли построить могучую державу, создать превосходную инфраструктуру, мощнейшую промышленность, великую культуру, которую, собственно, либералы (по Ожегову, «либерализм» – излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство) угробили и проели. К созидательной деятельности они совершенно не способны. Даже в творчестве.


Наиболее самодостаточная и состоятельная интеллигентская элита Украины сегодня – это руководители, топ-менеджеры, ведущие специалисты крупных и средних промышленных предприятий, представители малого и среднего бизнеса. Они в большинстве своем высокообразованны, рациональны и предельно прагматичны. Поэтому надо быть честными, хотя бы перед собой, и признать: именно эти люди обеспечивают качественный и количественный рост населения, и воспроизводство социальных стандартов. Представители технической интеллигенции совершенно не публичны, но являются лучшими выразителями национальных интересов, знаковыми личностями. Они занимаются производством материальных ценностей, в то время как представители либеральной элиты вроде Карпы и Андруховича балаганно пошлят, сменив высокий эстетический уровень прежних авторов.


Остается задаться вопросом: как современники-писатели отражают мои интересы и духовные запросы? Да никак. Они себя путем пиара искусственно провозгласили, забыв, что элита признается, но не назначается.


Отрадно, что в сегодняшнем информационном пространстве идет процесс переосмысления формы интеллигентского понятия в современной Украине. Пока еще робко и неуверенно, но идет. На аудиовизуальных ресурсах, вроде YouTubе, появляются интеллектуальные антилиберальные передачи. Слова «либерал» или «либераст» стали значительно чаще нести не только неоднозначную, но и негативную оценку. В печатных СМИ большую работу в этом направлении провели историки Петр Толочко и публицист Сергей Аксененко. Кроме них в блогосфере появились сотни других противников либерального подхода к организации современного украинского общества. И это уже и переосмысление, и прорыв.

 


 

 

Наталья ЕРМАКОВА