Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Возвращение к жизни старинных икон

Возвращение к жизни старинных икон

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Культура

Возвращение к жизни старинных иконНа Хортице проводят уникальную реставрацию оригинальных икон XVIII века. Это непростая работа, в процессе которой мастер стремится вернуть произведению первозданный вид. 

 

Возвращение к жизни старинных иконЗапорожское казачество традиционно считается защитником христианской веры на территории Украины. Запорожцы во времена свято чтили иконописные образы как неотъемлемую часть своей духовной жизни. Иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме.

 

На сегодня усилиями специалистов реставрационной мастерской Национального заповедника «Хортица» удалось осуществить реставрацию и вернуть для использования в научной и выставочной работе предметы разных групп из разделов «археология» и «живопись». Ведь для сохранности живописи на иконах важно вовремя предпринять нужные меры.

 

Возвращение к жизни старинных иконПо словам главного хранителя фондов Музея истории запорожского казачества Национального заповедника «Хортица» Ольги Борисенко, началом реставрации предметов из коллекции заповедника следует считать 1972 год, когда в Государственной научно-исследовательской художественно-реставрационной мастерской (Киев) были отреставрированы портрет Богдана Хмельницкого (конец XVII — начало XVIII ст.), который сейчас находится в экспозиции, и народная картина Казак Мамай (XVIII ст.).

 

Возвращение к жизни старинных икон

Возвращение к жизни старинных икон

С того времени удалось отреставрировать иконы, археологические предметы, целостную посуду и ее фрагменты, скульптуры, а также старопечатные книги. В 90-х гг. обращались за помощью к реставратору Запорожского областного краеведческого музея Юрию Ющенко, а также к профессиональному реставратору по иконописи Надежде Близняковой.

 

Особенное место в коллекции заповедника занимает отреставрированная Надеждой Близняковой икона на полотне «Богоматерь Печерская со святыми Антонием и Феодосием печерскими» (первая половина XIX ст, привезенная на Украину переселенцами из Задунайской Сечи).

 

В 1990 году сотрудниками заповедника осуществлены реставрация иконы «Господь Саваоф» (конец XIX ст.), на которой сильно осыпалась краска, а также креста нательного бронзового.

 

Реставрация икон - сложный и кропотливый процесс, требующий не только глубоких познаний в иконописи, но и высокого уровня мастерства и опыта. В ходе одной из последних работ удалось уточнить название иконы. Так считалось, что на ней изображены Иисус Христос, Богородица и святой Николай, но после проведения соответствующих работ на картине проступило название с именем святой великомученицы Ирины.

 

Возвращение к жизни старинных иконИнтересна деревянная скульптура ангела, которую восстанавливали  двое киевских реставраторов. Эти мастера в свое время принимали участие в реставрации скульптуры знаменитого украинского скульптора XVIII ст. Иоганна Пинзеля (его работы в прошлом году выставлялись в Лувре).

 

Если говорить о таких предметах, как старопечатные книги, то они в свое время реставрировались в мастерских Киево-Печерской Лавры.  Раньше у издания «Требник» (1771 год) были пожелтевшие страницы, разорванная обложка, масляные пятна на бумаге. Сейчас эту вещь приятно держать в руках. Кстати, в старину по «Требнику» проводились соборование или крещение в церкви. Эта массивная книга с застежками пережила немало столетий только благодаря своему добротному оформлению.

Отметим, что сотрудники Киево-Печерской Лавры отреставрировали пять старинных книг для заповедника, работа над которыми заняла больше года.

 

Просветленные образы на отреставрированных иконах раскрывают перед нами духовный мир запорожского казачества. Возвращенные к жизни старопечатные книги напоминают о высоком уровне образования в Украине эпохи казачества и показывают глубокую религиозность народа.

 

Возвращение к жизни старинных иконКак считает генеральный директор Национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко, реставрация - процесс непростой, требующий неспешности, серьезного и внимательного отношения к делу.

 

- Реставратор — это крайне редкая и уникальная профессия, - говорит Максим Анатольевич. - Подготовка специалистов такого уровня занимает десятилетия. В советское время существовало несколько вузов, обучающих реставраторов, но с 90-х гг. эта практика была прекращена. В 2000 году в Запорожье всего несколько человек умели это делать мастерски, но системной работы не велось.

 

На сегодня Национальный заповедник «Хортица» становится ведущим центром реставрации региона, благодаря поддержке Министерства культуры Украины. Планируем наработать опыт по восстановлению наших экспонатов, а позднее — готовить на собственной базе специалистов; проводить серьезные научные программы с привлечением экспертов всеукраинского уровня; а также внедрять свои ноу-хау и нарабатывать новейшие методы реставрации.

 

Виктория КИРИЛЕНКО, фото Александра ПРИЛЕПЫ