Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Что сказал бы Пилип Орлик*?

Что сказал бы Пилип Орлик*?

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Что сказал бы Пилип Орлик*? Президентом Украины 26 июня в ВР был подан законопроект № 4178а «Про внесення змін до Конституції України». Представители запорожской Народной рады тщательно изучили предложенные изменения и в пятницу, 11 июля, в помещении облгосадминистрации организовали «круглый стол» для общественного обсуждения указанных ниже пунктов.
 

 

Законопроектом, в частности, предусмотрено:

 

1. Введение административно-территориальной реформы, согласно которой Украина будет поделена на регионы, районы и громады (ст. 133 в новой редакции). Данный пункт не разъясняет термина «регион» (который вводится наряду с имеющимся «область»), не обозначает его полномочия и способы взаимодействия с другими административно-территориальными единицами и органами власти. Также в статье отсутствуют механизмы формирования местных бюджетов.

 

Секретарь Народной рады Олег Коломоец уверен, что замена территориальной громады на административно-территориальную единицу лишит субъекта конституционного права «народ Украины» механизмов осуществления прав «как непосредственного источника власти», гарантированных ст.5 Конституции Украины.

 

Далее, украинская прокуратура (ст. 121 в новой редакции) также будет лишена функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также соблюдением законов по этим вопросам должностными и служебными лицами органов власти. Получается, пожаловаться на милицейский и чиновничий беспредел – только в суд, но, позвольте, кто платит – тот и выигрывает?

 

Право собственности территориальных громад на землю и природные ресурсы гарантирует ст. 142 действующей Конституции. Однако предложенной редакцией этой статьи оно передается в собственность громады как территориально-административной единицы. Такие изменения лишают граждан и территориальные громады права собственности, гарантированного действующей Конституцией. То есть земля и природные ресурсы будут принадлежать уже не народу Украины, а органу власти.

 

Из текста действующей Конституции предлагается изъять описание полномочий органов местного самоуправления, особенностей осуществления их функций и т. д., заменив эти положения фразами типа «вопросы местного самоуправления, отнесенные законом к их полномочиям» (ст. 143, 142 и т. д.). Опасность таких изменений, по мнению председателя комитета по административно-политическому устройству Украины Михаила Чорнобородова, в том, что закон гораздо легче отменить, заменить, исправить, но не Конституцию. Таким образом центральная власть получает существенные рычаги влияния на органы местного самоуправления.

 

2. Новая редакция ст. 83 предусматривает формирование парламентской коалиции из большинства нардепов, вместо сегодняшней нормы «из коалиции депутатских фракций». Кроме того, новая редакция ст. 81 и 83 на полностью законных основаниях будет предоставлять возможности народному депутату избираться на основе одной социально-политической идеологии (привлекательной его избирателям), а в Раде работать на внедрение совсем других принципов.

 

В конечном итоге, заложенные в законопроект скрытые изменения избирательного законодательства лишь усугубят и укрепят коррупцию в центральных органах власти.

 

В соответствии с новой редакцией статей 85, 106, 1071, президент получает больше власти и берет на себя больше кадровых назначений:

 

– ключевых (министров обороны и иностранных дел, председателей госбюро расследований, службы безопасности, службы внешней разведки и т. д.);

 

– на местах (должности своих представителей во всех регионах и районах).

 

Увлекшись перетягиванием полномочий на главу государства, авторы законопроекта не заметили, что из текста Конституции исчезает норма о назначении председателей Антимонопольного комитета Украины и Фонда госимущества Украины (ст. 85 в новой редакции).

 

Статья 1071 наделяет представителей президента функцией «координации взаимодействия территориальных органов центральных органов исполнительной власти». Отсутствие толкования термина «координируют» и добавки относительно «особенности организации и деятельности представителей президента Украины в регионах и районах» перечеркивает идею децентрализации власти.

 

Предложенные изменения к ст.118 лишают Кабмина вертикали власти и выполнения принятых им решений на местах в связи с ликвидацией районных и областных государственных администраций.

 

3. Законопроектом предусмотрено существенное увеличение административного аппарата. К имеющимся советам и их исполнительным комитетам в каждом регионе и районе создается параллельная структура представителей президента (ст. 1071). А придется их содержать нам, налогоплательщикам.

 

4. Новая редакция ст. 143 предусматривает право советов всех уровней «предоставлять в пределах соответствующей административно-территориальной единицы статус специального русскому языку». Поскольку термин «специального» никак не трактуется, то, видимо, любому придется толковать так, как на душу ляжет.

 

 

В итоге Народная рада отмечает, что в законопроекте отсутствуют основные требования граждан, в частности, создание реальных механизмов контроля за деятельностью органов власти путем досрочного прекращения полномочий госслужащих (президента, члена правительства, народного депутата и т. д.); отмена неприкосновенности госслужащих; уменьшение количества нардепов и др.

 

Вышеперечисленные пункты законопроекта, наоборот, направлены на устранение народа Украины от процесса контроля за действиями власти и управления государством в целом; сосредоточение большей полноты власти в руках президента Украины и лишение граждан права на защиту своих прав и свобод, а также права собственности на природные ресурсы Украины.

 

Руководствуясь открытой гражданской позицией, представители запорожской Народной рады направили президенту Украины, председателю ВРУ, председателям депутатских фракций ВРУ открытое обращение, с целью недопущения принятия предложенных изменений в Конституцию, а более тщательной их доработки – в интересах украинского народа.

 

Напомним, с 1991-го по июнь 1996 г. отечественные специалисты и лучшие мировые эксперты работали над редакцией Конституции Украины. С ее принятием в 1996 году начался процесс стабилизации общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране. Конституция зафиксировала факт четкого распределения двух властей: сосредоточение сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной – в руках парламента. Тогда и сейчас Конституция 1996 года считалась и будет считаться одной из лучших конституций в Европе.

 

Это был не только один из самых молодых, но и наиболее эффективный и действенный Основной Закон мира. Потом приходили новые государственные рулевые, вносили свои изменения, которые утверждались в парламенте, но не в умах людей. А ведь эти изменения касаются не только нынешнего поколения, но и грядущего. Нам очень важно знать, в какой стране мы завтра проснемся.

 

______________

*Пилип Орлик – гетман Правобережной Украины (1710–1714), автор государственной Конституции Войска Запорожского», которую исследователи называют одним из первых в мире демократическим документом.

 

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО