Реєстрація    Увійти
Авторизація

За други своя

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

За други своя Завтра (1 августа – 19 июля по ст. ст.) исполняется 100 лет с начала Первой мировой войны.
 

 

В советских учебниках истории ее называли Империалистической. В силу понятных причин, об этой войне крайне мало (за исключением узких специалистов) знали те наши сограждане, которые родились во второй половине ХХ века: масштаб потерь и потрясений в Великой Отечественной затмил собою события 1914–1918 годов, несмотря на всю их грандиозность и значимость.   


Что мы вообще знаем о войсковых операциях Русской армии в ходе Первой мировой, о подвигах и героизме русских воинов? «А ведь проявленный тогда героизм был потрясающим по своей мощи. Особенно геройски вели себя офицеры-дворяне, лучшие люди страны. После объявления войны подавляющее большинство дворянской молодежи встало под знамена Императорской армии. Из этой значительной части – большинство и погибло. Цвет русского воинства – гвардия (поголовно дворянская) – почти вся полегла на полях сражений», – справедливо отмечает Александр Елисеев («Монархические плаксы на фоне русского героизма». Газета «Русский вестник», № 13, 2008). С августа 1914 по декабрь 1916 года включительно полными Георгиевскими кавалерами (обладателями четырех солдатских крестов, двух золотых 1-й и 2-й степеней и двух серебряных 3-й и 4-й степеней) стали 32 480 человек. Кавалерами трех Георгиевских крестов – 65 030 человек, двух – 289 150 человек, и обладателями одного солдатского Георгиевского креста – 1 210 150 человек! (А. Долныков. «Вторая Отечественная…». Газета «Русский вестник», № 16, 2004).


К слову, полным Георгиевским кавалером был будущий красный маршал Семен Буденный. В Первую мировую он командовал взводом – сперва в чине старшего унтер-офицера, затем вахмистра. Наиболее известный подвиг Семена Михайловича – взятие в плен австрийской батареи в ходе кавалерийского рейда по тылам противника.


Без понимания причин, обстоятельств и последствий Первой мировой невозможно понять мир, в котором мы с вами живем. Та же государственная независимость Украины является следствием всемирной бойни 1914–1918 годов, распада Российской и Австро-Венгерской империй. Ведь самопровозглашенная Украинская Народная Республика как автономия в составе федеративной Российской Республики впервые заявила о себе Универсалом от 6 декабря (20 ноября по ст. ст.) 1917 года. Субъектом же международного права Украина стала по итогам сепаратного мира, подписанного 27 января (9 февраля по ст. ст.) 1918 года в Брест-Литовске между делегацией Центральной Рады УНР и представителями Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции.


Но вернемся мысленно на 100 лет назад. 1 августа (19 июля по ст.ст.) 1914 года Германия объявила войну России. Формальным поводом стал отказ Петербурга от всеобщей мобилизации, предпринятой в ответ на нападение Австро-Венгрии на Сербию (28 июля). 3 августа Германия объявила войну Франции. 4 августа немцы вторглись в Бельгию. 6 августа войну России объявила Австрия. Против империи Габсбургов тут же выступили Британия и Франция.


В чем значение и особенность Первой мировой войны? По существу, ею началось ХХ столетие. Недаром о предвоенном времени Анна Ахматова писала: «Приближался не календарный – настоящий двадцатый век». «П. м. в. внесла большие изменения в развитие военной техники, вооруженных сил и военного искусства. Это была война машинного периода, война, в которой роль главной ударной силы начали играть танки, бронеавтомобили, самолеты, – отмечают авторы Энциклопедического словаря (М., Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1955, т. 2, с. 626). – Огромный размах получило развитие артиллерии и автоматического стрелкового оружия, широко стал применяться автотранспорт. Впервые в истории войн выявилось значение подводных лодок, массовых минных заграждений и противолодочных средств в борьбе за господство на морях».


Вместе с тем «П. м. в. обошлась ее участникам более чем в 400 млрд золотых рублей. Германия и Англия потеряли от 1/4 до 1/3 всех народных богатств. От производительного труда было оторвано свыше 70 млн человек. Потери от разрушений на театрах войны исчислялись в 58 млрд золотых рублей. Общие людские потери воевавших стран составили 10 млн убитых и свыше 20 млн раненых, контуженых и отравленных газами» (там же). Еще около 10 млн человек умерли от эпидемий и голода. Всего же в войну были вовлечены 38 государств с населением свыше 1,5 млрд человек, или 75% тогдашнего населения Земного шара.


Впервые в истории была задействована вся мощь информационного оружия – в первую очередь против России, которую своей пораженческой пропагандой изнутри разлагали и ослабляли либералы. Вместе с тем Берлин и Вена прибегли к беспрецедентно масштабному финансированию революционных и сепаратистских подрывных движений, что, в конце концов, привело к общероссийской катастрофе февраля-октября 1917 года. «Альянс ленинской партии с Австрией был так тесен, что, по сведениям департамента полиции, до войны ряд заседаний большевистских руководящих органов проходил в здании австрийского посольства в Петербурге» (Н. И. Кикешев. «За други своя». Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2005, с. 89).


Геополитическим итогом Первой мировой стал распад Австро-Венгерской, Османской и Российской империй, утрата Германией и Австрией статуса великих держав, появление на политической карте мира целого ряда новых и возрожденных государств (Чехословакии, Югославии, Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии), а также небывалое экономическое и военное возвышение США, которые сказочно обогатились на планетарной бойне. Вместе с тем стремление победителей унизить, территориально и финансово ограбить немецкий народ стало одной из причин германского реваншизма, породившего вскоре гитлеризм и столкнувшего планету в пожар Второй мировой войны. 


Что касается глубинных причин Первой мировой, то их было несколько. Это и мощный экономический, промышленный, научно-технический и военный подъем объединенной Германии, в чем Великобритания резонно узрела угрозу своей колониальной империи, вследствие чего решила любой ценой столкнуть лбами Берлин, Париж и Петербург; и желание Франции отыграть реванш за позорное поражение от Пруссии 1870 года; и многое другое. Отсюда – направленное против Германии франко-английское соглашение 1904 года, к которому в 1907 году присоединилась Россия (русско-французский союз сложился еще в конце XIX века). Антанта («Сердечное согласие») создана в противовес Тройственному союзу Германии, Австро-Венгрии, Италии (1879–1882).


Еще одной подспудной пружиной войны стало давнее желание Берлина и Вены продолжить традиционный немецкий Drang nach Osten – военный захват и колонизацию земель на Востоке Европы (в основном славянских), на сей раз путем отторжения от Российской империи автономного Царства Польского, автономного Великого княжества Финляндского, Прибалтики (Курляндии, Лифляндии, Эстляндии), Малороссии и Новороссии, Крыма и Кавказа. К походу против России немцы со свойственной им методичностью готовились задолго до августа 1914 года, о чем неопровержимо свидетельствует масса исторических документов.


Цели России не были захватническими, несмотря на то, что она объявила о намерении присоединить к себе Константинополь, Черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы), Восточную Галицию, Западную Армению и Нижний Неман. Ее цели были сугубо религиозными, идеалистическими, продиктованными давней мыслью освободить христиан Малой Азии от турецко-мусульманского порабощения, а прикарпатских русинов и боснийских сербов – от поистине ненавистного им австро-венгерского ига. Именно этим объясняется единодушный патриотический порыв, которым тогдашнее русское общество откликнулось на весть о начале войны.


Более того, до последнего момента император Николай Александрович пытался избежать вооруженного конфликта. Государь шлет своему «кузену Вилли» (германскому кайзеру Вильгельму II) телеграмму следующего содержания: «Было бы правильно австро-сербский вопрос передать трибуналу в Гааге, чтобы избежать кровопролития. Доверяюсь твоей мудрости и дружбе». Тем не менее, 1 августа германский посол граф Пурталес от имени своего правительства сделал официальное заявление о том, что Deutsches Reich считает себя в состоянии войны с Россией.


Нет ни малейшего сомнения в том, что Германия и Австро-Венгрия все равно нашли бы повод для нападения на нашу страну, даже если бы сербский националист Гаврила Принцип не застрелил в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и его супругу Софи фон Хоэнберг, а русский царь не вступился за практически беззащитную Сербию.


Как известно, реальный итог Первой мировой войны оказался для нас плачевным: из-за удара в спину, нанесенного нашей Родине в феврале-октябре 1917 года, историческая Россия рухнула в небытие, причем накануне блестящей победы. В январе русские войска готовились к мощному наступлению на Рижском плацдарме, и оно, по оценкам специалистов, неизбежно привело бы к разгрому крупнейшей группировки противника. Но, увы! Сначала либералами-масонами было упразднено самодержавие как основа традиционного государственного строя, затем свергнувшие их инородцы-большевики уничтожили царскую династию и развязали гражданскую войну, в которой погибли и были искалечены миллионы наших соотечественников, а еще несколько сот тысяч навсегда покинули Родину. Огромные территории (Польша, Финляндия, Прибалтика, Бессарабия, Карская область в Закавказье), за обладание которыми заплачено реками русской крови, оказались утраченными. Собственно же Россия подверглась расчленению на союзные и автономные «национальные республики» – как правило, без учета прав и жизненных интересов русского народа. Да и из самих русских палачи-расчленители сотворили три новых этноса. До сих пор все мы расхлебываем последствия тех поистине трагических событий.


И если бы не катастрофа февраля-октября 1917 года, то сегодня мы жили бы в совершенно иной стране – а именно в той, которую прозревал в своих аналитических построениях великий ученый Дмитрий Иванович Менделеев (ведущая держава мира с населением порядка 600 млн человек к середине ХХ столетия). Да и ее географический контур выглядел бы абсолютно иначе, нежели теперь. Не было бы, скорей всего, ни голодоморов, ни массовых репрессий, ни войны с нацизмом, ни прочих напастей и бед. Однако случилось именно то, что случилось. На все воля Божья и Его Промысел. Осознать роль, значение и место Первой мировой в истории нашего Отечества, постичь ее духовный смысл, ее великие и горькие уроки – вот та задача, без максимально полного постижения которой мы никогда не увидим конечной цели движения нашего национального организма в пространстве и времени.

 

 

 

 

Сергей ГРИГОРЬЕВ