Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Профанация или шаг в будущее?

Профанация или шаг в будущее?

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Профанация или шаг в будущее? Дистанционное образование (ДО), еще недавно сводилось к курсам по изучению иностранных языков через Skype. Сегодня все больше известных педагогов и профессоров выкладывают свои лекции на YouTube или в iTunes. Некоторые, как, например, гарвардский профессор политической философии Майкл Сэндел со своим мультрапопулярным курсом про мораль Justice, стали настоящими виртуальными знаменитостями.

 

На «передовую» ДО начало выходить после того как осенью 2011 года на курс стэнфордского профессора Себастьяна Труна «Искусственный интеллект» записалось 160 тысяч человек из 190 стран. В апреле 2012 года заработала конкурирующая платформа Coursera, а в мае консорциум в составе Массачусетского технологического института (MIT), Гарварда и Беркли запустил edX. Дистанционка визвала огромный интерес, и сегодня только на Coursera работает уже более шести сотен курсов и 8 млн студентов – заметим, совершенно бесплатно. Альтруизм университетов, задаром раздающих свои лучшие курсы, кажется парадоксальным. Однако здесь кроется вполне прагматичный расчет. Прежде всего, массовые открытые онлайн-курсы (МООК) – витрина достижений университетов: лучшие преподаватели, увлекательные курсы. Во-вторых, МООК – прекрасный маркетинговый инструмент, особенно эффективный для охоты на магистрантов и аспирантов. В-третьих, это способ снижения издержек университета. Единожды прочитав курс, его можно использовать для десятков тысяч студентов. А для снижения затрат на высокооплачиваемый персонал задания проверяют помощники-ассистенты – аспиранты и магистранты. Это также прекрасный способ собственного продвижения и канал сбыта учебников. Высшее образование, ранее бывшее доверительным благом, нынче можно «продегустировать» и оценить в спокойной домашней обстановке. Ученые Трун и Норвиг утверждают, что уже к 2050 году на Земле может остаться всего десять университетов, которые будут одновременно обучать миллионы студентов. А вдруг это конец традиционных университетов?

 

Дистанционное образование – не новинка. Оно появилось во второй половине XIX века и использовало почту. В 1970 году в США появился первый колледж, предлагающий только телевизионные лекции. В СССР в 1970–1980-е годы по радио и телевидению шел проект «Ленинский университет миллионов», представляющий собой лекции по теории марксизма-ленинизма. Ну а с появленим сети Интернет множество учебных заведений могут предложить онлайн-обучение с выкладкой своих наглядных материалов.

 

Многие правительства рассматривают дистанционное образование как способ повысить конкурентоспособность страны. В Европе электронное обучение развивалось в основном за счет дотаций государства. В США изначально функционировало как бизнес, а сейчас большую часть средств выделяют частные компании. У нас вузы создают системы ДО на свои кровные.

 

В Запорожье также работают факультеты дистанционного образования. По словам ассистента кафедры «Информационные технологии электронных средств» ЗНТУ Натальи Фурмановой, «современное состояние экономики требует от молодых специалистов знаний по широкому кругу вопросов. Наш город является промышленным центром, потому инженерные специальности являются всегда востребованными на рынке труда. Выпускники кафедры «Информационные технологии электронных средств», где я преподаю, – отмечает Наталья Фурманова, – получают знания по конструированию, технологиям производства электронных средств и программированию, и успешно работают на крупных промышленнных предприятиях Запорожья.

 

Для получения дополнительного образования в ЗНТУ работает Центр повышения квалификации, переподготовки, усовершенствования руководящих работников и специалистов. Центр предлагает учебу по информационно-компьютерным, экономическим и гуманитарным направлениям.

 

Начиная со второго курса, студенты могут учиться по избранной специальности по субботам параллельно с учебой по основным направлениям подготовки. При этом стоимость учебы в таком случае ниже по сравнению с контрактной формой обучения, и получающие стипендию студенты, имеют возможность оплачивать учебу самостоятельно».

 

А чем же тогда «дистанционка» отличается от заочного образования? Именно путаница в понятиях выливается в споры о том, что нужнее – «заочка» или ДО? И пока у нас в поисках ответа, мир уже давно разобрался с терминологией. Этот вид обучения рассматривается как новая форма, призванная упростить доступ к образовательным услугам. За рубежом давно нет жесткого деления на очное, очно-заочное (вечернее) и заочное обучение, как это принято в Украине. Для внутреннего пользования применяются два термина – full-time и part-time. Cлово «заочное» встречается, но лишь как описание удаленной формы обучения, которая зачастую не требует не только покидать свой город или страну для сдачи экзамена, но даже корочки диплома доставляют выпускнику на дом через сервисы DHL (службы доставки).

 

У нас «заочка», еще в советские времена заслужившая ярлык «недообразования», сегодня вынуждена решать те задачи, которые в остальном мире выполняет дистанционное образование – страшно популярное, доступное и эффективное. Почему мы никак не простимся с «совком» и не воспользуемся «велосипедом», который не только изобретен, но и давным-давно колесит по европейским дорогам?

 

У нас единственная законная форма заочного образования регулируется еще советскими нормами, которые привязаны к посещаемости и квадратным метрам, приходящимся на человека. Лицензирование, аттестация, аккредитация вуза завязаны на эти параметры. Потому итоговые и промежуточные аттестации (экзамены, курсовые работы, проекты, дипломы) проводятся только в стенах университета.

 

У дистанционного образования есть очень слабая сторона – отсутствие лабораторных работ и производственной практики. У дистанционщика можно проверить, читал ли он некую книгу, но нельзя у него выработать знания+умения+навыки, а также профессионализм и конкурентоспособность – вот чем чревато обучение, если оно происходит вне стен вуза. Не всем специальностям также можно обучить онлайн. Дистанционно, как видим на опыте известного вуза, можно учить бухгалтеров, программистов, экономистов, но вряд ли кто решит оперироваться у хирурга, получившего сертификат онлайн. Можно передать знания по отдельным специальностям, но научить созданию новых, дать системное образование или сформировать практические навыки вряд ли возможно. Проще говоря, слушатель ДО получит отличный, но «консервированный» образовательный продукт.

 

И еще насущный для сегодняшнего дня недостаток и заочного, и дистанционного, и онлайн-образования: все виды упомянутых форм обучения не освобождают от повестки в армию. Так что, получается, дневное обучение не только действенней, но и актуальней, а стены альма-матер для сегодняшних призывников не только «кормилицы», но и «обереги».

 

 

 

Наталья ЕРМАКОВА

 

По теме: Образование за границей: Какие страны предпочитают украинцы