Орудие возмездия в действии?
03 вересня 2014 22:58
Переглядів: 476
Коментарів: 0
Надрукувати
Вопрос о необходимости
политической люстрации вновь возник на повестке дня еще в начале событий на
Майдане. Хотя, если разобраться, тема «очищения через жертвоприношение» для
Украины отнюдь не нова. После Оранжевой революции
соответствующий законопроект вносил нардеп Левко Лукьяненко, затем попытку
повторили в 2005 и 2012 году. В итоге дело закончилось пшиком. Эта инициатива
не нашла поддержки у народных избранников. Но старую идею вновь извлекли на
свет Божий. В феврале 2014 года было объявлено о создании Люстрационного
комитета во главе с журналистом и активным участником Евромайдана Егором
Соболевым. И именно эта новая структура совместно с народными депутатами
различных фракций разработала законопроект № 4359а «Об очищении власти»,
который был зарегистрирован в Верховной Раде 24 июля 2014 года. 14 августа
депутаты поддержали этот документ в первом чтении, 252 голосами при необходимых
226-ти.
Вопрос о необходимости
политической люстрации вновь возник на повестке дня еще в начале событий на
Майдане. Хотя, если разобраться, тема «очищения через жертвоприношение» для
Украины отнюдь не нова.
После Оранжевой революции
соответствующий законопроект вносил нардеп Левко Лукьяненко, затем попытку
повторили в 2005 и 2012 году. В итоге дело закончилось пшиком. Эта инициатива
не нашла поддержки у народных избранников. Но старую идею вновь извлекли на
свет Божий. В феврале 2014 года было объявлено о создании Люстрационного
комитета во главе с журналистом и активным участником Евромайдана Егором
Соболевым. И именно эта новая структура совместно с народными депутатами
различных фракций разработала законопроект № 4359а «Об очищении власти»,
который был зарегистрирован в Верховной Раде 24 июля 2014 года. 14 августа
депутаты поддержали этот документ в первом чтении, 252 голосами при необходимых
226-ти.
Закон «Об очищении власти»
предусматривает, прежде всего, масштабную проверку широкого круга чиновников.
Под проверку попадет спикер ВР и его заместители, премьер-министр вместе с
заместителями, руководители СБУ (и все сотрудники ведомства), Нацбанка и
Счетной палаты, Генеральный прокурор и все сотрудники органов прокуратуры, все
народные депутаты, в том числе, и парламентарии ВР АРК Крым, чиновники
Вооруженных сил, судьи, все правоохранители и налоговики. Кроме того, проверку
должны будут пройти чиновники, которые хотят занять эти должности.
При этом высшие должностные
лица (в том числе президент, премьер, министры, глава СБУ, генпрокурор и
председатель Нацбанка, а также ряд других), которые занимали посты в период с
25 февраля 2010 года до 22 февраля 2014 года, считаются такими, которые не
прошли проверку. То есть, автоматически попадают под люстрацию и лишаются права
занимать должности в госорганах в течение 10 лет.
Проверять тех чиновников,
которые только намерены устроиться на эти должности, согласно закону, будет
соответствующее ведомство. А вот изучать деятельность тех, кто уже работает,
должно Национальное агентство по вопросам госслужбы. По идее, оно будет
создавать специальные комиссии, которые и должны осуществлять проверку.
Хотят уделить внимание и
кадрам бывшего СССР. Под проверку попадут чиновники, которые до 19 августа 1991
года входили в состав Коммунистической партии, КГБ и Вооруженных сил.
Декларации про имущество,
доходы и расходы чиновников за три последних года, в течение которых они
занимали указанные должности, будут пристально проверяться. То же самое ждет их
мужей, жен, матерей, отцов, отчимов и мачех, детей, братьев и сестер, бабушек и
дедушек, прабабушек и прадедушек, внуков и правнуков, и лиц, с которыми
госслужащие совместно проживают и ведут общий быт. Математические и логические
нестыковки сразу же станут поводом для «изгнания».
Если чиновник не даст
согласия на проверку или не пройдет ее – его увольняют и запрещают возвращаться
на работу в госструктуры на 10 лет. Правда, госслужащий, которому не повезло, в
течение пяти дней может написать объяснение нестыковок и внести исправления в
декларацию.
Недостатки на лицо
Да, прочитаешь, и слезу
пустишь от умиления. Вот заживем-то! На деле же этот закон скорее напоминает
оружие возмездия для тех, кто не принял Майдан, или же имел отношение к прошлой
власти.
Для нового руководства страны
все логично: раз режим долой, то и его приспешников туда же. Но для экспертов и
аналитиков очевидно – данный документ имеет существенные недостатки. Итак,
первое. В нем ничего не сказано о механизме создания и полномочиях специального
органа, который будет проводить люстрацию. Есть упоминание о Национальном
агентстве по вопросам государственной службы, однако «организация проведения
проверки возлагается на руководителя (заместителя руководителя)
соответствующего органа государственной власти (государственного органа), где
работает субъект проверки и/или который назначает субъекта проверки (заключает
с ним трудовой контракт (соглашение), или на занятие должности, на которую
претендует кандидат», а народных депутатов и других кандидатов на выборные
должности будет проверять (как это делается и сейчас) Центральная избирательная
комиссия. В таком случае, очевидным становится конфликт интересов и очень
широкое поле для различных манипуляций. Движемся дальше. В законе совершенно не
прописано то, как будет решаться проблема кадрового вакуума. Ведь люстрировав
такое количество людей, их просто необходимо кем-то заменить. Не будем
забывать, что в стране, по большому счету, нет серьезной системы подготовки
управленческих кадров, а работа судьи, например, требует определенного уровня
профессиональной компетенции. Наконец, последний вопрос – переаттестация
чиновников. В законопроекте не предлагается четкого подхода, где и как они
будут проходить переаттестацию, оставаться на своих должностях, а главное –
каким новым критериям должны соответствовать их профессиональные навыки.
Европейский опыт
Что до опыта стран Европы, к
которому у нас сегодня так любят апеллировать, он как раз свидетельствует о том,
что люстрация вещь сомнительной нужности, а то и вовсе опасная. По сути,
говоря, она в более-менее полном масштабе прошла всего в двух странах – в Чехии
и Польше. В остальных странах идея люстрировать пособников режима сошла на нет
вместе с революционной эйфорией. При этом, что интересно, первые президенты и
Польши, и Чехии – Валенса и Гавел – выступали против люстрации, справедливо
указывая, что она грозит превратиться в охоту на ведьм, стать способом сведения
личных счетов и служить катализатором проявления низменных инстинктов.
Интересно, что Вацлав Гавел, не в силах противодействовать общественным
настроениям, все же подписал пакет законов о люстрации, но сам «потерял» список
доносивших на него людей, который ему предоставили спецслужбы. За месяц чешская
служба безопасности установила рекорд по поиску виновных.
В Польше же Лех Валенса
справедливо обращал внимание на то, что в условиях тоталитарного общества
нельзя было вести активную общественную жизнь, пусть даже направленную во благо
общества, не сотрудничая с властью. Особенно явно это проявилось, когда в
Польше посыпались скандалы с разоблачениями католических священников, на защиту
которых стал Валенса, потому что быть священником, и не сотрудничать с властью
было почти невозможно.
По прошествии стольких лет,
вряд ли кто-то из живущих в этих странах, станет утверждать, что люстрация была
крайне необходима. Например, в Словакии ее практически не было. Венгры лишь
немного приоткрыли ящик Пандоры, и уже в 1994 году Верховный суд расценил этот
процесс как «политическую месть». В Болгарии, практически сразу же за принятием
люстрационных законов Конституционный суд отменил один из них – о
декоммунизации образования, и тут же был принят закон, запрещающий разглашение
сведений о сотрудничестве с коммунистическими спецслужбами. Однако данные
государства не стали от этого менее демократическими или более подверженными
влиянию тяжелого наследия преступного режима.
Аспект этический и юридический
Процедура люстрации имеет два
аспекта –
этический и юридический. Этические последствия люстрации прекрасно иллюстрирует ситуация с польскими священниками,
описанная нами выше. Вся загвоздка в том, что этот процесс не учитывает степень
вины конкретного человека и стрижет всех под одну гребенку, опираясь на сугубо
формальные признаки – «с такого-то по такой-то год – служил, состоял,
находился? – виновен». И, по сути, совершенно не важно, виновен ли человек в
конкретных преступлениях или нет – он подлежит ограничению в правах.
И здесь в силу вступает еще
один аспект – юридический. В нормальном правовом государстве виновность
человека определяет один единственный орган – суд. На основании Закона. И
точка. Никакие органы люстрации не вправе судить и ограничивать человека в его
конституционных правах, в том числе и в праве на труд. Но у нас, все как всегда
– через тернии к звездам!
|