Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » 100 дней одиночества Петра Порошенко

100 дней одиночества Петра Порошенко

Категорія: Позиція » Статті » Політика
100 дней одиночества Петра Порошенко Избрание Петра Порошенко президентом Украины стало позитивным знаком для ключевых игроков на мировой политической арене. Европейцы и американцы видели в нем интегратора Украины на Запад и перспективного реформатора, русские – связывали с ним надежды на большую политическую сговорчивость в сравнении с куда более радикальными партнерами по Майдану. Как показали первые 100 дней президентства, Порошенко пока не разочаровал ни первых, ни вторых, хотя внутри страны внешнеполитический курс нового президента воспринимается далеко не однозначно.

 

 

Петр Порошенко всегда был проевропейским политиком умеренного толка. Его бизнесовый и дипломатический опыт свидетельствует о том, что пятый Президент Украины далеко не воин и полководец, а, в первую очередь, переговорщик. По большому счету, именно за миротворческие лозунги украинцы и оказали новому главе государства кредит доверия на пять лет уже в первом туре. Тем не менее, результат был достигнут не сразу – начавшаяся с начала мая АТО при президенте Порошенко лишь набрало обороты, а прогресс в переговорах с Западом и Россией был минимальным практические до самого конца президентской стодневки.

 

Свой внешнеполитический курс Порошенко начал реализовывать в Брюсселе. 27 июня, спустя три недели после инаугурации, президент подписал столь сакральное для Украины Соглашение об ассоциации с ЕС. Тогда это событие было воспринято как фундаментальнейшая геополитическая победа Украины, начало выполнения требований Майдана и первый шаг на пути вступление в ЕС. Вопрос ратификации документа по весьма странным причинам отложили в дальний ящик, и лишь 16 сентября многострадальный договор был утвержден Верховной Радой. Тем не менее, эпопея продолжается – Россия смогла убедить ЕС заморозить действие соглашения больше чем на год (до 31 декабря 2015 года), а это говорит о том, что Порошенко фактически повторил прошлогодний подвиг Януковича, с которого и начался Майдан.

 

 Тем не менее, сложно отрицать тот факт, что в отношениях с Западом наметился серьезный прогресс. Одним из главных факторов этого эксперты справедливо выделяют свободное владение Порошенко английским языком. По сути, мы впервые имеем президента, который способен напрямую, без переводчиков и других посредников, общаться с мировыми лидерами. А этого дорогого стоит и значительно упрощает переговорный процесс.

Порошенко действительно смог наладить гуманитарные и кредитные мосты с Европой – практические еженедельно Старый Свет помогает Украине по этим направлениям. При этом не стоит себя обманывать, помощь мизерная и носит она скорее символический характер. Так, 12 сентября «щедрые « европейцы выделили на поддержку Донбасса аж целых 22 млн. евро. Но главное, что Порошенко смог заставить европейцев рассматривать ситуацию в Украине как и часть своих хлопот тоже, чего раньше не наблюдалось.

 

 Улучшение отношений с США и перевод их на более конкретный уровень – однозначное достижение стодневки Порошенко. Другой вопрос, что подобного рода сотрудничество может выйти боком, но это вопрос куда более далекой перспективы, чем необходимость уже сегодня и уже сейчас решать проблемы своей страны в условиях войны. Последний визит Порошенко в США, состоявшийся 18 сентября, по своему эмоциональному эффекту поспешили и вовсе назвать триумфальным. Украинский президент действительно сильно выступил перед обеими палатами Конгресса, спровоцировав вал аплодисментов и всестороннюю поддержку со стороны конгрессменов. Диалог с Обамой действительно смотрелся куда убедительнее общения предыдущих украинских президентов с американскими лидерами и Петр Алексеевич, вне всякого сомнения, запомнился американскому истеблишменту своим конструктивизмом и эрудицией, но… Украина пока так и не получила от США то, чего хотела. Вопрос о вступлении в НАТО не стоит даже на повестке дня (хотя общие учения серьезно насолили Кремлю), а перспектива поставок оружие все так же не вызывает у американцев особого энтузиазма. Тем не менее, Порошенко смог договориться о сотрудничестве с США в такой важной для Украины энергетической сфере и финансовой поддержке на уровне 1 млрд. долл., что выглядит гораздо убедительнее европейских комплиментов.

 

 Что касается российского вектора, то здесь Порошенко смог продемонстрировать переговорную потенцию лишь несколько недель назад. В своей военной риторике Порошенко за 100 дней прошел эволюцию от президента-миротворца до президента-воина и обратно. Миротворческая риторика главы государства впервые была адресована России лишь 26 августа в Минске, когда стало очевидно, что продолжение АТО неизбежно приведет к украино-российской войне. Несколько раундов переговоров закончились ничем, но в конечном итоге минским встречам все же суждено было закончится первым успехом – 5 сентября был подписан так называемый минский протокол, устанавливающий перемирие в Украине. При этом, что интересно, под документом так и не оказалось подписи самого Петра Порошенко – миротворческая миссия была передана Леониду Кучме, хотя абсолютно очевидно, что действующий Президент Украины таким образом оберегал свой имидж и пытался держать марку, заданную Путиным. Факт остается фактом, между Порошенко и Путиным заочно все-таки был заключен договор и это, бесспорно, главное внешнеполитическое достижения первых 100 дней работы Петра Порошенко.

 

 При всем при том, внешнеполитические вызовы для нового президента только начинаются и комплекс нерешенных проблем все еще огромен. Украина так и не выстроила нормальные отношения с МВФ, несмотря на утвержденную программу кредитования, каждая часть которой стоит все больших и больших социальных рисков. Украина так и не добилась вступления в силу всех положений ассоциации с ЕС, из-за чего экономика ежегодно будет недополучать миллиарды долларов. Украина так и не смогла продавить вопрос о введении безвизового режима с ЕС, который в очередной раз откладывается минимум до лета 2015 года. И главное, Украина так и не развязала гордиев узел своих проблем с Россией, которая никуда не денется и с которой все равно придется договариваться.

 

Поэтому будем считать, что внешнеполитические 100 дней Порошенко – это лишь задел будущих дипломатических успехов, которые наконец выведут Украину из того, геополитического тупика, в который она сама себя загнала. И Петр Алексеевич прекрасно понимает, что на этом внешнеполитическом фронте он одинок – остальные политические силы лишь ждут момент, когда же он спотыкнется.

 

 

Виталий ФИЛИППОВСКИЙ