Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » 100 дней одиночества

100 дней одиночества

Категорія: Позиція » Статті » Політика
100 дней одиночества

Окончание. Начало в №39 от 25 сентября 2014 г.

 

...Новоизбранный президент Порошенко произносил свою инаугурационную речь. Говорил долго, эмоционально и пафосно. И при всей важности дел международного характера вся страна ждала, в первую очередь, решения проблем внутренних, главная из которых, вне всякого сомнения, - прекращение войны. Вторая по важности задача – реформы, иначе ради чего вообще в Украине произошел Майдан? Петр Алексеевич провалил оба направления, поставив страну лицом к лицу перед тяжелейшими экономическими рисками и внутренними вызовами.

 

Социология показывает, что результаты стодневного правления Петра Порошенко украинцы оценивают весьма неоднозначно. Согласно информации фонда и Института социологии Национальной академии наук Украины (НАНУ), население страны поставило президенту за работу 4,7 балла из возможных 10. При этом в рамках аналогичной системы подсчета общественной лояльности Виктор Ющенко в 2005 году получил 5,6 балла, а Виктор Янукович в 2010 году - 5,1 балла. Само собой, что сравнивать 2014 год с относительно благополучными 2005-м и 2010-м не совсем корректно, но все же. Естественно, оценка народом президента в большей мере зависит не от успехов на международной арене, а от неудач и откровенных ошибок в политике внутренней.

 

Как уже отмечалось, на выборах Петр Порошенко позиционировал себя как миротворец и реформатор, который должен был стать воплотителем проевропейских и майдановских надежд. Не будем оценивать сами чаяния, просто оттолкнемся от них, как от части предвыборной программы Порошенко. Ключевой тезис – прекращение военных действий и повышение обороноспособности страны, ставшая уже крылатой фраза президента, что «АТО должна длиться не недели и месяцы, а дни и часы» все еще свежа в памяти. В итоге антитеррористическая операция превратилась в настоящую войну, а обороноспособность страны как была под угрозой, так и осталось. С той лишь разницей, что на алтарь во многом банальных и примитивных минских договоренностей пришлось положить тысячи украинских жизней.

 

Современной техники и комплексной реформы Вооруженных сил по-прежнему не наблюдается, а бойцы, воевавшие в зоне АТО, вместо обещанных Петром Алексеевичем 1000 гривен жалования в день получили лишь двойной солдатский оклад. Беспрецедентные случаи набивания карманов чиновниками на госзакупках во время АТО расследованы не были, а принцип «все для фронта» в экономическом плане так и остался пустым лозунгом – стратегические военные предприятия ржавеют, окутанные туманом советского прошлого.

 

Война вскрыла и усугубила колоссальные экономические проблемы Украины, и решать их Петр Алексеевич особо не торопится. Внешний долг государства уже составляет ужасающие 136 миллиардов долларов, а правительство продолжает брать на себя очередные кредитные обязательства, приводящие к повышению тарифов и прочим непопулярным мерам. На одолженные деньги сильной экономики не построить, но новая власть упрямо отказывается искать внутренние резервы, отдавая предпочтение быстрым займам. При этом состояние реального сектора украинской экономики приближается к коматозному. Промышленное производство в стране в августе 2014 года снизилось на 21,4% по сравнению с августом 2013 года, тогда как в июле падение составило 12,1%, в июне - 5%, в мае – 2,1%. Динамику ощущаете? Если говорить о ВВП как фундаментальном экономическом показателе, то даже Европейский банк реконструкции и развития (заметим, весьма лояльный к Украине) прогнозирует падение на 9% до конца года. В таких условиях нужны комплексные реформы, которые и обещал Порошенко, вот только где они?

 

Страну продолжает лихорадить от скачков курса доллара. Если еще весной девальвацию можно было называть проявлением временной паники и реакцией на политическую нестабильность, то теперь всем очевидно – мы имеем дело с тяжелой болезнью финансового сектора. Глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева, прямая протеже президента Порошенко, ситуацию под контролем удержать, судя по всему, не в состоянии. Все антикризисные меры пока сводятся лишь к еще большему ужесточению валютного режима в стране.Регулятор вместо конструктива то предлагает субъектам хозяйствования продавать всю валютную выручку, то вводит комиссию на обмен валют, стимулируя черный рынок «менял», то инициирует полную конвертацию всех валютных переводов в гривны, наступая на горло «заробитчанам». В общем, НБУ, руководство которого назначал лично Петр Порошенко, только усугубляет проблему. Как итог – доллар подполз к отметке в 15 гривен, и только общими усилиями банкиров его удалось опустить до более-менее приемлемых 12,95 гривен...

 

Отдельного внимания заслуживает социальная политика президента. Пока бюджет последние три месяца всеми силами работал на войну, времени на пересмотр социальных стандартов, естественно, не было. А ведь инфляция в текущем году только по официальным данным уже превысила 12%! Глухо пока и в плане государственных обязательств: с декабря прошлого года минимальная зарплата составляет все те же 1218 гривен, а минимальная пенсия – 949 гривен. Напомним, что в Конституции Украины прописано (как ни смешно это звучит), что наше государство социальное, а президент у нас - гарант этой самой Конституции.

 

За 100 дней своего президентства Петру Порошенко так и не удалось решить извечную проблему с российским газом, которая в преддверии отопительного сезона становится все более актуальной. На данный момент Украина платит России 485 долларов за тысячу кубометров голубого топлива. При этом долг за уже потребленный газ превышает 5 миллиардов долларов. Как глава государства собирается решать этот вопрос, совершенно непонятно. Реверсные поставки под угрозой, а энергетическое сотрудничество с США продвигается без особой конкретики. Как бы там ни было, а на все про все у Петра Алексеевича полтора-два месяца. Хотя все указывает на то, что сговорчивость сторон после парламентских выборов в Украине значительно увеличится.

 

Зато раздувать еще больший политический кризис у Порошенко получается прекрасно. 26 октября у нас состоятся внеочередные парламентские выборы – отметим, уже вторые досрочные выборы за последние полгода. Многие эксперты ставят в плюс стодневке Порошенко роспуск Верховной Рады, которая-де ассоциируется с режимом Виктора Януковича. Сложно оценить КПД подобной затеи, особенно если принять во внимание то, что выборы будут проводиться по старому закону, противоречащему Конституции, и состоятся не на всей территории Украины (что, мягко говоря, ставит под сомнение их легитимность). Но Петру Порошенко нужна своя коалиция, которая обеспечит полный контроль над принятием решений в стране.

 

Пока новый президент Украины подминает под себя парламент, он должен помнить о том, что удача может в скором времени от него и отвернуться. После Януковича в политической жизни Украины больше нет ничего невозможного, и быстрое падение, как и быстрый взлет, могут стать явью в считанные недели. А желающих раскачать внутриполитический конфликт в нашей стране сейчас много как никогда. Поэтому глава державы должен помнить о том, что на внутреннем фронте, как и на внешнем, он, по сути, пребывает в гордом одиночестве. А для конкурентов в лице бывших соратников по Майдану действует все тот же принцип – «чем хуже, тем лучше».

 

Врезки

Беспрецедентные случаи набивания карманов чиновниками на госзакупках во время АТО расследованы не были, а принцип «все для фронта» так и остался пустым лозунгом

 

Петру Порошенко так и не удалось решить извечную проблему с российским газом. При этом долг за уже потребленный энергоресурс превышает 5 миллиардов долларов.

 


Виталий ФИЛИППОВСКИЙ